Музыкальная пятница!!! Да еще какая!!! Приглашаются все!!!

Творчество Михаила Леонидовича Лавровского

13232-2984b-48928164-m750x740-u06090.jpgМихаил Леонидович Лавровский (наст. фамилия — Иванов[2], род. 29 октября 1941, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977).

Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси (Грузия), в артистической семье.

В 1952 году поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии), учился у педагогов О. К. Ходот, Н. И. Тарасова и Г. М. Евдокимова, также его классу преподавала Е. Г. Фарманянц[3].

После окончания училища в 1961 году, поступил в труппу Большого театра, став солистом театра в 1963 году. Работал под руководством А. Н. Ермолаева. Среди первых ролей были партии Сына Георгия в балете «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1961), Раба в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (1962), Филиппа в «Пламени Парижа» Б. В. Асафьева (1962).

Среди наиболее известных работ того времени — партия Альберта в балете «Жизель» А. Адана (1963), где его партнёршей стала Н. И. Бессмертнова. По мнению самого артиста, роль Спартака в одноимённом балете была переломной в его творческой карьере и стала своего рода его звёздным часом и визитной карточкой[4].

Был солистом Большого театра до 1987 года, затем — педагог-балетмейстер и репетитор до 1988 года.

В 1978 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства) (педагог Р. В. Захаров).

C 1983 по 1985 год — художественный руководитель Грузинского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили в Тбилиси.

Как педагог и балетмейстер работал за рубежом: в Театре оперы и балета в Нови-Сад (Югославия, 1997), Академии танца в Риме (Италия, 2000), в труппе «Токио-балет» (Япония, 1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине (Германия, 1990), в США, в том числе в Хьюстоне.

В 2005—2008 годах возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

В дальнейшем — художественный руководитель Московского государственного хореографического училища им. Л. М. Лавровского — школы балета имени его знаменитого отца[5].

С 2010 года — также художественный руководитель Московской государственной академии хореографии[6][7].

Входит в состав жюри национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска»[8]. Председатель Творческого совета «Дягилевъ Центра».

Семья

  • Отец — Леонид Михаилович Лавровский (1905—1967), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1965)

  • Мать — Елена Георгиевна Чикваидзе (1910—1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)

  • Первая жена — Людмила Ивановна Семеняка (род. 1952), балерина, народная артистка СССР (1986)[9].

  • Вторая жена — Долорес Гарсиа (14.07.1958), архитектор, театральная художница.

  • Сын — Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (08.02.1987), театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства ГИТИС.

Лавровский Михаил Леонидович (род. 29 октября 1941), артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР.

Родился в Тбилиси. Отец – Леонид Михайлович Лавровский (1905–1967), артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист СССР. Мать – Елена Георгиевна Чикваидзе (1910–1996), артистка балета, заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1952 г. поступил и в 1961 г. окончил Московское хореографическое училище; педагоги: Николай Иванович Тарасов, Глеб Михайлович Евдокимов. После окончания училища поступил в труппу Большого театра. Работал под руководством А. Н. Ермолаева. Среди первых ролей: партии Сына Георгия в балете «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1961), Раба в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (1962), Филиппа в «Пламени Парижа» Б. В. Асафьева (1962). Солист Большого театра с 1963 г.

Высокий уровень техники в соединении с бурным темпераментом позволили ему войти в число ведущих исполнителей классики 19 века и стать одним из лидеров поколения, поднявшего на уникальную высоту виртуозность классического танца. Его выступления в партиях Альберта («Жизель» А. Адана), Базиля («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Принца Зигфрида («Лебединое озеро» П. И. Чайковского) в дуэте с постоянной партнёршей Н. И. Бессмертновой трансформировали традицию исполнения этих балетов. Наиболее полно индивидуальность Лавровского раскрылась в постановках Ю. Н. Григоровича: «Легенда о любви» А. Д. Меликова (Ферхад), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Щелкунчик-Принц), «Спартак» А. И. Хачатуряна (Спартак; Ленинская премия), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Иван Грозный). Первый исполнитель партий: Виктор («Ангара» А. Я. Эшпая; Государственная премия СССР), Артынов («Анюта» на музыку В. А. Гаврилина). Среди других партий: Филипп («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева), Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна), Клавдио («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова).

Был солистом Большого театра до 1988 г. В 1979 г. окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне – Российская академия театрального искусства; педагог Ростислав Владимирович Захаров). В 1983–1985 гг. – художественный руководитель Грузинского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили (Тбилиси), где поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Дж. Гершвина (1983; Лавровский в партии Порги) и др. С 1987 г. балетмейстер-репетитор ГАБТа.

В 2005–2008 гг. – художественный руководитель балетной труппы Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко; среди постановок: картина «Тени» («Баядерка») и гран па («Пахита») Минкуса, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно (все – 2008).

Среди других постановок: телебалет «Мцыри» на музыку Д. А. Торадзе (1977), «Казанова» на музыку В. А. Моцарта (1989, Балет Атланты, США), «Откровения» на музыку В. Г. Кикты (1991, театр-студия «Группа граждан», Москва), «Фантазия на тему Казановы» (1993, ГАБТ), «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера (1996, Русский камерный балет «Москва»), «Нижинский» на музыку С. В. Рахманинова (2000, Москва; Лавровский в партии Дягилева), «Матадор» на музыку М. де Фальи (2001, Москва).

В 1993 г. создал Хореографическую школу Михаила Лавровского (Москва). В дальнейшем – художественный руководитель Московского государственного хореографического училища им. Л. М. Лавровского. С 2010 г. также – художественный руководитель Московской государственной академии хореографии.

Снимался в телебалетах «Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского, «Белые ночи» на музыку А. Шёнберга, «Три карты» на музыку К. В. Молчанова и др., в экранизации спектакля «Жизель». Творчеству Лавровского посвящено несколько документальных фильмов.

Заслуженный артист РСФСР (1970). Народный артист РСФСР (1973). Народный артист СССР (1976). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени и Почёта. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Премии Ленинского комсомола и Премии города Москвы в области литературы и искусства.

1-я премия II Международного конкурса артистов балета в Варне (1965). Премия В. Ф. Нижинского (Парижская академия танца, 1972). Гран-при Международного фестиваля ассоциации танц-видеофильмов в Нью-Йорке (1978, за фильм-балет «Мцыри»). Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца».

Георгий Ермаков «День рождения Героя»

Вебинар состоится 6 сентября 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров сентября 2024 года

Вход в систему