Музыкальная пятница!!! Да еще какая!!! Приглашаются все!!!
Andrew Monaghan (on the bed) and company perform in «Matthew Bourne’s ‘Swan Lake,’” at the Ahmanson Theatre through Jan. 5. (Photo by Craig Schwartz)
«Лебединое озеро» Мэтью Борна — современный балет, основанный на русском романтическом произведении «Лебединое озеро», из которого взята музыка Чайковского и общая схема сюжета. Рендеринг Борна наиболее известен тем, что традиционно женские партии лебедей танцуют мужчины.
Это был самый продолжительный балет в лондонском Вест-Энде и на Бродвее. Впервые поставленное в театре Сэдлерс Уэллс в Лондоне в 1995 году, оно было поставлено в Великобритании, Лос-Анджелесе, Европе, России, Австралии, Южной Корее, Японии, Израиле, Китае и Сингапуре.
Краткий обзор
Этот синопсис взят из примечаний к программе и синопсиса, представленного на DVD. Сюжет балета вращается вокруг молодого наследного принца, его далекой матери и его стремления к свободе, представленного лебедем.
Акт I
В прологе принц, будучи ребенком, просыпается от кошмара с лебедем. Мать принца приходит, чтобы утешить его, но, занервничав из-за интимности ситуации, уходит.
Сцена 1 начинается с того, что горничные и камердинеры готовят принца ко дню официальных обязанностей.
В сцене 2 принцу, облаченному в парадную форму, становится скучно крестить лодку, перерезать ленточку и выполнять другие официальные задания. Его мать подталкивает его соблюдать приличия, даже несмотря на то, что она уделяет солдатам больше внимания, чем ему. Во время этой сцены происходит переход от актера-ребенка, играющего юного принца, к взрослому танцору в идентичной одежде, который изображает взрослого принца. Этого теперь уже взрослого принца знакомят с девушкой по имени «подружка». Хотя девушку, похоже, навязал ему фон Ротбарт, Личный секретарь, принц предпочитает ее своей жизни, связанной обязательствами.
В сцене 3 королева, один из восхищающихся ею солдат, Личный секретарь, принц и подруга — все они появляются в театральной ложе, где смотрят балет, поставленный как для реальной аудитории, так и для персонажей. Декорации балета (по проекту Кристиана Янка для «Замка Фалькенштейн»), богато украшенные костюмы и актерская игра пародируют романтические балеты, примером которых было оригинальное «Лебединое озеро». Реакция подруги на танец, а также то, что она в конечном итоге уронила сумочку из королевской ложи, раздражают королеву и фон Ротбарта.
Сцена 4 застает принца пьющим в своих личных покоях перед зеркалом, к шоку его матери. Следует почти жестокое па-де-де, в котором он умоляет ее о внимании и любви, в то время как она упрекает его.
Затем принц выходит на улицу и заходит в Swank Bar, дискотеку в стиле 1970-х, в сценах пятой и шестой. Здесь хореография отличается от классического балета, доминируют джазовые формы и современный танец. Принц ввязывается в драку с моряками в баре, и его вышвыривают на улицу. В седьмой сцене он видит, как фон Ротбарт расплачивается с Девушкой, и он совершенно потрясен, обнаружив, что единственный человек, который, казалось, любил его, — подделка. Это усиливает его отчаяние, и он клянется покончить с собой.
Сидя на улице в конце седьмой сцены, принц представляет группу лебедей, летящих к нему, но видение исчезает. Это первая вспышка душевного смятения принца.
Акт II
Обезумевший и разочарованный тем, что он никогда не найдет любви, принц пишет предсмертную записку и идет бросаться в озеро в общественном парке, где обитают лебеди. Его спасает видение, в котором он встречает главного Лебедя, который являлся ему во сне. Принц, первоначально отвергнутый главным Лебедем, постепенно принимается и попадает в объятия Лебедя. Принц в приподнятом настроении и отказывается от своего плана покончить с собой. Этот акт содержит самый обсуждаемый элемент балета, в котором лебедей играют обнаженные по пояс босоногие танцоры-мужчины, и он содержит очень чувственное па-де-де между ведущим Лебедем и принцем.
Акт III
Сцена 1 начинается с того, что принцессы из разных европейских стран и их сопровождающие прибывают к воротам дворца на грандиозный бал. Среди них пробирается девушка.
Сцена 2 происходит в бальном зале. Оно начинается с прибытия королевы и принца и нескольких официальных танцев, но быстро перерастает в развратную вечеринку с выпивкой и похотливыми выходками. Сюда входит харизматичный и сексуально агрессивный сын фон Ротбарта, Личный секретарь, в черных кожаных брюках, который еще больше усиливает сексуальное напряжение, флиртуя с каждой присутствующей женщиной, включая королеву. Каждую женщину тянет к нему, и она активно участвует во взаимном, иногда непристойном, флирте.
Точно так же, как в оригинальном «Лебедином озере», где обычно (хотя и не всегда) одна балерина исполняет роли белого лебедя (Одетты) и черного лебедя (Одиллии), в этой версии белого лебедя и молодого фон Ротбарта в черном исполняет одна и та же балерина. Принц видит в сыне что-то от своего любимого Лебедя, и его очень привлекают его бравада и животный магнетизм, но он шокирован его распутством, особенно по отношению к своей матери. Во время групповых номеров bump and grind и последовательности национальных танцев становится ясно, что королеву сильно привлекает сын фон Ротбарта. Его отец, Личный секретарь, смотрит на происходящее со все более торжествующим одобрением. Принц также пытается приблизиться к молодому фон Ротбарту, но получает отпор. Принц погружается в свои мысли и представляет, как танцует с ним в интимной близости, но замешательство принца прерывает фантазию, и движения сына переходят от любви к насилию.
Принц представляет, как королева и молодой фон Ротбарт выставляют напоказ свою растущую физическую привязанность друг к другу. Они присоединяются к другим гостям на балу, чтобы смеяться и высмеивать его из-за его растущего горя. Королева и юный фон Ротбарт заканчивают свой танец объятиями и страстными поцелуями. Принц в ярости яростно разнимает их и вознаграждается возмущением обоих и пощечиной от своей матери. Охваченный противоречивыми чувствами, принц достает пистолет и угрожает застрелить свою мать. В завязавшейся драке Подруга пытается отговорить принца, в то время как Личный секретарь достает пистолет и направляет его на принца. Когда раздаются выстрелы, Девушка и принц падают на землю, но ранена только Девушка. Она лежит без сознания, а принца утаскивают, в то время как королева бросается в объятия молодого фон Ротбарта. Он отдает пистолет, который забрал у принца, своему отцу, и они вдвоем смеются.
Сюжет развивался на протяжении многих лет с момента дебюта. Наиболее заметным изменением, внесенным Борном, было удаление подзаголовка заговора фон Ротбарта с целью возвести его сына на трон. Личный секретарь теперь становится просто функционером (больше не коллегой фон Ротбарта и не злодеем), и Незнакомец больше не показан вступающим с ним в сговор. Личность Незнакомца становится еще более расплывчатой, и Борн предпочитает оставить его и его отношения с принцем на усмотрение индивидуальной интерпретации зрителя.
Акт IV
В заключительном акте принц, которого считают сошедшим с ума, заключен в психиатрическую лечебницу в комнате с высоким зарешеченным окном, и его лечат врач и команда медсестер в масках, напоминающих лицо королевы, в сцене, напоминающей его переодевание в начале балета. Королева приезжает, но, опять же, она все еще не может в полной мере выразить любовь к своему сыну.
Принц заползает в постель и, кажется, спит. Однако он начинает извиваться, когда ему снится, как труппа лебедей появляется из-под него и танцует вокруг него. Он просыпается от своего кошмара, проверяет под кроватью и в комнате лебедей. Его измученное выражение лица и резкие движения выдают принца в смятении. Затем его главный лебедь медленно появляется из кровати принца. Лебедь танцует с принцем и уверяет его в своей неизменной привязанности. Но остальные лебеди набрасываются на главного Лебедя, когда он дает понять, что ценит свои отношения с принцем больше, чем он их. Они разделяют двоих и начинают нападать на принца, прежде чем Лебедь прыгает, чтобы спасти его. Лебедь обнимает принца и окутывает его своими крыльями. Ярость лебедей возрастает, и их следующая атака расчленяет Лебедя, который затем исчезает. Убитый горем и подавленный, принц вопит в агонии и падает на кровать. Затем королева находит тело своего мертвого сына и заливается слезами. Однако после смерти Принц и Лебедь воссоединяются, о чем свидетельствует картина, изображающая главного Лебедя, нежно держащего юного принца на руках.
Образы и инновации
Оригинальное «Лебединое озеро » было основано на истории Ундины, немецком мифе с темой, распространенной в романтизме, который был адаптирован Гансом Христианом Андерсеном для его рассказа «Русалочка «. Ундина была прекрасной и бессмертной водной нимфой. Единственной угрозой ее вечному счастью было, если бы она влюбилась в смертного и родила от него ребенка, так как тогда она потеряла бы свое бессмертие. Ундина должным образом влюбилась в лихого рыцаря, сэра Лоуренса, и они поженились, рыцарь клялся ей в неизменной любви и верности каждым своим вздохом. Через год после их свадьбы Ундина родила Лоуренсу сына. С этого момента она начала стареть. Когда красота Ундины поблекла, Лоуренс потерял к ней интерес.
Однажды днем Ундина прогуливалась возле конюшен, когда услышала знакомый храп своего мужа. Войдя в конюшню, она увидела сэра Лоуренса, лежащего в объятиях другой женщины. Разбудив мужа пинком, она проклинала его так, что у него оставалось дыхание до тех пор, пока он бодрствовал, но если он когда-нибудь заснет, у него отнимут дыхание, и он умрет.
По словам Аластера Маколея (бывшего главного танцевального критика New York Times, Литературного приложения The Times и главного театрального критика Financial Times), считается, что миф об Ундине — это образ психосексуального расстройства: нимфа — это несчастный образ подавленной девственности, обеспокоенной тем, что она никогда не достигнет женской самореализации, в то время как ее женский враг, сбивающий с пути ее мужа, олицетворяет уверенную соблазнительную силу, которая угрожает ее надеждам. История обоюдоострая: человек, главный герой, любя нимфу, преступает закон против себе подобных и может быть наказан. Если, однажды предав ее, он вернется к ней, ее поцелуй принесет ему смерть; на самом деле, возможно, именно этой любви в смерти мужчина желает больше всего.
«Лебединое озеро» Борна радикально переосмысливает миф. Фокус балета перенесен с персонажа Ундины на мужчину – принца. Именно принц борется против репрессий и надеется на свободу, и ему нужна любовь, чтобы обезопасить себя. Кроме того, не смертный изменяет нимфе. Скорее, это Лебедь, который (во Втором акте) выражает любовь к принцу, предает его в образе Незнакомца (Акт третий) и, наконец, возвращается к нему (акт четвертый). Однако, как и в мифе об Ундине, грех предательства не может быть искуплен иначе, как смертью.
Политика
Много говорилось о решении Борна сыграть лебедей среди мужчин. Оригинальный балет является стандартом европейской традиции романтизированной любви женщины и мужчины. Героиня, принцесса-лебедь Одетта, изображается беспомощной, но прекрасной в соответствии с общепринятыми гендерными ролями, а ее герой изображается охотником, который один способен спасти ее. Наличие мужчины в роли главного Лебедя наводит на мысль, что борьба принца подавила однополую любовь по своей сути и меняет сферу сюжета с магической на психологическую. Свирепая, похожая на птичью хореография, данная swan corps, переосмысливает архетип лебедя как красивую, женственную птицу с нежной грацией. По словам Борна, «Идея лебедя-самца имеет для меня полный смысл. Сила, красота, огромный размах крыльев этих существ больше напоминают мускулатуру танцора-мужчины, чем балерину в ее белой пачке «.
Однако в обоих произведениях прослеживаются одни и те же центральные темы. Оба рассказывают об обреченной, запретной любви, и в обоих изображен принц, который хочет выйти за рамки повседневных условностей с помощью этой любви. Обе темы тесно связаны с жизнью Чайковского, композитора балета, гомосексуальность которого вызвала ряд осложнений в его жизни.
Партитура
Чтобы приспособить свой пересмотренный сценарий, Борн несколько изменил партитуру Чайковского, изменив порядок нескольких номеров и опустив другие. Например, номер 5 был полностью перенесен из первого акта в третий, где он следует за (измененным порядком) национальными танцами. Третий акт был сокращен за счет исключения большей части 19-го и всех последующих па-де-де.
«Билли Эллиот» (англ. Billy Elliot) — британский кинофильм, поставленный по сценарию Ли Холла режиссёром Стивеном Долдри.
Место действия — вымышленный город Эверингтон (англ. Everington) в реальном графстве Дарем, Великобритания. В главных ролях — Джейми Белл, играющий 11-летнего Билли, который стремится стать профессиональным балетным танцором; Гэри Льюис — отец Билли; Джейми Дрэвен — старший брат Билли; Джули Уолтерс — преподаватель балета.
Фильм получил три номинации на премию «Оскар» и был награждён двумя премиями BAFTA (из 10 номинаций): «Лучший актёр» (Джейми Белл) и «Лучшая актриса второго плана» (Джули Уолтерс). 14-летний Белл стал самым юным лауреатом премии BAFTA в ведущей мужской категории, а также самым молодым номинантом на премию Американской Гильдии киноактёров за лучшую мужскую роль.
В 2001 году автор Мельвин Берджесс получила задание написать новелизацию фильма по сценарию Ли Хола. Сюжет кинокартины в 2005 году лёг в основу лондонского мюзикла в Уэст-Энде «Билли Эллиот: Мюзикл», показы которого в 2007 начались в Австралии, а в 2008 году — на Бродвее.
Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход».
Действие происходит в 1984 году, во время Забастовки британских шахтёров, и сосредотачивается на 11-летнем Билли Эллиоте (Джейми Белл), его любви к танцу, на его надежде стать профессиональным балетным танцором.
Билли живёт со своим овдовевшим отцом, Джекки (Гэри Льюис), старшим братом — Тони (Джейми Дрэвен), и своей престарелой бабушкой — Нэн (Джин Хейвуд), которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И Джекки, и Тони — шахтёры, принимающие участие в забастовке.
Джекки берет Билли в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Вместо этого его внимание приковано к балетному классу, занятия которого вынужденно проходят в тренажёрном зале из-за того, что балетную студию, располагающуюся на первом этаже здания, превратили в столовую для бастующих шахтёров. Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает Джекки об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Джекки считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия. Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает тайно брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы по танцам — Сандры Уилкинсон (Джули Уолтерс).
Миссис Уилкинсон полагает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста Тони во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание. Миссис Уилкинсон идет в дом Билли, чтобы рассказать Джекки об упущенной возможности. Джекки и Тони приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалом, и в крайне резком тоне выпроваживают Сандру, а также дают понять Билли, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом.
Однако вскоре отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем. Джекки делает всё возможное, чтобы помочь ему осуществить свою мечту и дать шанс выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир. Для обучения в Королевской балетной школе нужны деньги. Джекки хочет выйти из забастовки, но старший сын отговаривает его от этого. Джекки продаёт дорогие сердцу украшения, принадлежавшие некогда его жене, матери Билли. Отец и сын отправляются в Лондон на прослушивание.
Билли выступает потрясающе, о чём свидетельствует крайняя заинтересованность и искренне удивление приёмной комиссии. Однако после прослушивания, будучи крайне взволнованным, Билли ударяет другого мальчика. Приёмная комиссия заявляет о недопустимости таких действий, но на вопрос, «Что ты чувствуешь, когда танцуешь?», заданный Билли, мальчик даёт оригинальный, искренний ответ, свидетельствующий о том, что он всецело увлечён танцем.
Спустя некоторое время семья Эллиотов получает письмо из Королевской школы балета, в котором содержится уведомление о зачислении Билли Эллиота.
В заключительной части фильма
зритель видит уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который достиг своей мечты. Он выходит на сцену в Уэст-Энде и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро в постановке Мэтью Борна. Джекки, Тони и друг детства Билли — Майкл смотрят на него из зрительного зала.
Постановки Метью Борна в «Книжной лавке»:
Вебинар состоится 21 июня 2024 года. Ведущая Ирина Дедюхова.