Музыкальная пятница!!! Да еще какая!!! Приглашаются все!!!
Музыкальный китч под Рождество
Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства. Предметы китча, как правило, копируют популярные эстетические объекты и локации, порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.
Феномен китча характерен для массовой культуры, так как отвечает запросам массы и не имеет ограничений по степени образованности или насмотренности, как в сфере истории искусства, так и в других сферах. Он ориентирован на потребности обыденного сознания[1] и производится для потребления. С точки зрения искусства китч оценивается невысоко. Его называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.
Китч проявляется во многих сферах деятельности человека: медиа-пространстве; живописи; дизайне интерьеров и ландшафта; рекламном бизнесе; литературе; архитектуре; музыке; индустрии моды; кинематографе и театре.
Существует несколько версий происхождения термина: некоторые связывают слово с английским sketch (набросок), но большинство теорий основываются на немецком корне kitsch. Немецкий язык предлагает два смысла этого корня: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать не то, что было заказано; делать наскоро, дешево).
Само слово «китч» вошло в обиход в 60-х годах XIX века со значением «пошлость», «дешёвка» или «безвкусица», и использовалось для предметов массового производства и сомнительной художественной ценности. Этимологический словарь Фридриха Клуге уточняет время появления термина до 1870-х годов. Существует мнение, что понятие «китч» использовалось для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Предметы такого рода обладали низкой стоимостью и невысокой художественной ценностью. Так, китч стал оппозицией высокого искусства и за словом закрепилась негативная коннотация и отношение как к чему-то низкопробному. Со временем слово вошло в употребление в значении «состряпывания (произведения искусства) наскоро». Под китчем стали понимать эстетически обеднённый объект, предназначенный скорее для обозначения социального статуса, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. В китче красивость подменяет собой красоту, а вызываемые чувства скорее сводятся к сентиментальности.
В XX веке китч стал центром дискуссий в истории искусства, эстетике и философии. Вальтер Беньямин писал, что китч стирает различие между искусством и утилитарным объектом. Именно отсутствие границ способствовали развитию моментального чувства сентиментальной близости с объектом, которая в случае с высоким искусством требует времени и искусствоведческой подготовки. Так, китч вызывал немедленное общественное удовлетворение и легкое потребление, которое не требовало усилий от зрителя. Теодор Адорно определял истоки китча в массовой культуре и индустриализации, что по его мнению характеризовало китч как регрессию в примитивизм[3]. Герман Брох в своей работе «Зло в системе ценностей искусства» (1933) поставил основные вопросы: каковы отношения между китчем и «настоящим» искусством? Что такое дурной вкус? Каковы социальные и эстетические корни этого явления? В 1935 году вышло эссе Норберта Элиаса «Стиль китч и эпоха китча», где он писал, что китч не поддаётся определению ни по отношению к какой-либо вневременной эстетической норме, ни по вкусу элиты, а является ложной эстетической категорией общества, утратившего доверие к собственному стилю. В 1939 году Клемент Гринберг написал статью «Авангард и китч», в которой он противопоставляет эти художественные явления. Авангард при этом преподносится как локомотив подлинного искусства, а китч — как пагубная для искусства сила, вторгшаяся во все сферы жизни.
Китч — воплощение всей той фальши, что есть в современной жизни. Китч как будто не требует от своих потребителей ничего, кроме денег; он не требует от своих потребителей даже времени[4].
К середине XX века вновь появляются работы (Э. Морэна, А. Моля и других), где исследуются проблемы китча с применением новых методологических подходов. Теперь китч рассматривается не только и не столько как область эстетического, но как область социокультурного функционирования, обозначившая взаимосвязь социальной и культурной сфер. Этот подход определил соответствующие характеристики и особенности китча, связанные с более широким полем значений, чем «художественность» или «дурной вкус»[5].
В 1970 году была опубликована работа Жана Бодрийяра «Общество потребления», посвященная проблемам общества потребления, сложившихся в развитых государствах Западной Европы к 70-м годам XX века. В работе Бодрийяр дает критический анализ этого общества с философской, социологической, экономической, политической и культурной точек зрения. В ней имеет место и китч, который автор определяет как категорию главных современных вещей аналогичных клише в рассуждении.
Предмет-китч — это вообще вся категория «никчёмных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров», абажуров или негритянских масок — всё собрание барахла, которое повсюду быстро распространяется, особенно в местах проведения каникул и досуга[6].
В 1988 году выходит работа Т. Кулки «Китч» в которой он выделяет ключевые черты китча и объясняет почему он стоит в оппозиции с высоким искусством. Эта работа открыла очередную дискуссию о китче и о том, как это явление соотносится с искусством.
Существование различных исследовательских позиций в понимании явления китча можно объяснить сложной системой общественно-культурных функций, которые выполняют его объекты. Он находит проекцию во всех условных гуманитарных измерениях: эстетическом, психологическом, семиотическом, экономическом, идеологическом, социокультурном. Однако различные подходы к анализу объектов китча на самом деле дополняют друг друга, предлагая изучение различных сторон этого явления.
Вебинар 5 января 2024 г. в 20:00 (время московское) ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.