Марио Варгас Льоса «Город и псы»
Из архива «Литературного обозрения» 28.10.2015
В 2010 году с преувеличенным ликованием российские СМИ сообщили, что впервые за много лет Нобелевская премия присуждена «действительно за литературу».
Какие бы потрясения не происходили в мире в ХХ веке, но уж как повелось с большой русской прозы конца ХIХ века, к большой литературе сегодня относят крупные прозаические произведения, анализирующие жизнь общества в момент его социального излома. В советское время мы неплохо знали латиноамериканскую литературу, вписывающуюся в концепцию «партийности в литературе», раскрывающие «образ народа» в период очередного витка «классовой борьбы».
Странно было вспоминать советские публикации романа Льосы «Город и псы» в тот момент, когда в разваленном СССР, к которому раньше были с надеждой направлены все устремления «прогрессивных латиноамериканских прозаиков», бывшие партийные функционеры вдруг дружно стали создавать «класс эффективных собственников». То есть такую ненавистную прослойку с отрицательной нравственностью, фигурировавшую раньше в большой латиноамериканской прозе в качестве источника всех бед и страданий народа.