Марио Варгас Льоса «Город и псы»
В 2010 году с преувеличенным ликованием российские СМИ сообщили, что впервые за много лет Нобелевская премия присуждена "действительно за литературу".
Какие бы потрясения не происходили в мире в ХХ веке, но уж как повелось с большой русской прозы конца ХIХ века, к большой литературе сегодня относят крупные прозаические произведения, анализирующие жизнь общества в момент его социального излома. В советское время мы неплохо знали латиноамериканскую литературу, вписывающуюся в концепцию "партийности в литературе", раскрывающие "образ народа" в период очередного витка "классовой борьбы".
Странно было вспоминать советские публикации романа Льосы "Город и псы" в тот момент, когда в разваленном СССР, к которому раньше были с надеждой направлены все устремления "прогрессивных латиноамериканских прозаиков", бывшие партийные функционеры вдруг дружно стали создавать "класс эффективных собственников". То есть такую ненавистную прослойку с отрицательной нравственностью, фигурировавшую раньше в большой латиноамериканской прозе в качестве источника всех бед и страданий народа.