Леон Фейхтвангер «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»

34bc303bda864a1a1fc464b2fb72f7b510.gif

«Маргарита, последняя правительница Тироля, умнейший человек своего времени, вошла в историю как самая уродливая женщина из когда-либо живущих. Её поражения слыли карой Божьей, её победы приписывались мужьям и вассалам. Дочь чешского короля, она всю жизнь старалась защитить свою горную страну от посягательств императора и не в меру алчных соседей, а потомкам запомнилась под уничижительной кличкой Маульташ — «Большеротая».

Об её жизни и Германии четырнадцатого века рассказывает в своей книге немецкий писатель Лион Фейхтвангер.

«Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой» — говорил писатель. В своих произведениях он изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности.

405px-Margarethe_Tirol.jpg

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня» (1923) – это история Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века. Роман о трагедии личности в жестоком обществе. Энергичная и одаренная главная героиня внешне некрасива и поэтому несчастна в личной жизни.

«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»[1] (нем. Die häßliche Herzogin) — исторический роман немецкого писателя Лиона Фейхтвангера о реально существовавшей Маргарите, графине Тирольской. Роман повествует о некрасивой, но умной и образованной женщине, непонятой и недооцененной своими современниками, и о её несчастной судьбе.

Действие романа происходит в эпоху позднего Средневековья — XIV век. Юную Маргариту, которой на тот момент исполнилось всего двенадцать, обвенчали с десятилетним Иоганном Генрихом.

Смирившись с участью некрасивой женщины, Маргарита всю себя посвятила своему герцогству, борясь за его процветание. Несмотря на все её усилия, у подданных Маргарита не пользовалась ни любовью, ни уважением. На протяжении всей жизни она ведёт неравную борьбу со своей современницей, графиней Агнессой, являющейся полной противоположностью Маргариты. Агнесса хороша собой, но не блещет умом. Особое наслаждение Агнессе доставляет разрушать всё, что дорого Маргарите.

Роман насыщен множеством трагических событий из жизни герцогини: развод с первым мужем, отлучение от церкви, эпидемия чумы, унёсшая жизни большей части населения, еврейские погромы, обвинения подданных, смерть двоих детей, предательство сына, интриги и политическая борьба, потеря владений. Ко всему добавляется слава самой безобразной женщины в истории.

75d56a05fb_78443048_o2-768x144.png

Тайна ужасающего уродства Маргариты Маульташ: насмешка природы или пример изощрённой средневековой травли?

26 июля 2022 г.

scale_1200-1.jpg

«Она разглядывала себя с горькой усмешкой. Ну-ка, посмотрим! Глаза и лоб еще куда ни шло. Самое худшее – рот, вывернутые обезьяньи губы. Что ж, зато у нее Каринтия. Вялые свисающие щеки – куда это годится! Но разве за них не вознаграждает графство Тироль? А серое с пятнами лицо? Положите на весы Триент, Бриксен, Хур, Фриуль. Разве оно тогда не станет ровным и чистым?»

Лион Фейхтвангер, «Безобразная герцогиня»

Эту молодую женщину, в 17 лет взошедшую на престол независимого графства Тироль, беспощадная молва нарекла «безобразной герцогиней». Такой она осталась в исторических летописях, так запечатлена на средневековых карикатурах – ужасающе уродливая, с бугристой кожей и отвисшей нижней губой.

Но была ли в действительности настолько некрасива Маргарита, к которой прочно пристало безжалостное прозвище Маульташ – Губастая, или этот образ – результат безжалостной травли, которой она подверглась за смелость и независимость?

Начало истории:

Дело в том, что Маргарита совершила шаг совершенно неслыханный по своей дерзости: выгнала мужа, Иоганна Генриха – причем изгнала благоверного не мухобойкой из спальни, не скалкой из дома, а вон из графства, как говорится, с вещами: когда ничего не подозревающий Иоганн вернулся с охоты, Маргарита попросту закрыла ворота замка перед его носом. Нигде в Тироле отвергнутый муж не нашёл пристанища, обретя приют лишь у патриарха Аквилейского.

scale_1200-2.jpg

Вацлав (Венцеслав) Холлар, чешский гравёр и рисовальщик XVII века. «Король и королева Туниса»,
Британская королевская коллекция

Изгнание произошло при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный сговор с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским. Император же, ссылаясь на отсутствие между супругами фактических брачных отношений, объявил союз Маргариты и Иоганна недействительным.

Не откладывая дело в долгий ящик, 10 сентября 1342 года в Мерано Маргарита вышла замуж за старшего сына Людвига Баварского – Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга. Что тут началось! Папская курия пришла в неистовство – ведь Маргарита, по канонам церковного права, ещё не считалась разведённой со своим первым мужем Иоганном Генрихом Люксембургским. Политический противник императора папа римский Климент IV пришёл в ярость, нечестивица Маргарита и Людвиг Виттельсбах были отлучены от церкви, а на Тироль наложен интердикт – запрет всех церковных действий и треб: миропомазания, исповеди, бракосочетаний.

scale_1200-3.jpg

Людвиг V Виттельсбах, герцог Баварии. Скульптура работы Эрнста Гертера, 1900, Берлин, аллея Победы

Это был скандал европейского масштаба. К противостоянию подключились даже английский философ и францисканский монах Уильям Оккам и средневековый схоласт, философ, теоретик светского государства Марсилий Падуанский, которые выступили в защиту графини – в частности, последний в своих трудах обосновывал право императора давать развод.

Вероятно, именно это противостояние и стало началом настоящей средневековой травли, которую устроили приближённые папы Климента IV, а также люксембургские и богемские хронисты, крайне отрицательно относившиеся к разводу графа и графини Тирольских. Не исключено, что именно они пустили ядовитую стрелу – прозвище Маульташ, намертво приставшее к Маргарите не только при жизни, но и после смерти.

scale_1200-4-768x984.jpg

Известно, что Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, в 1348 году обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывалось кровное родство мужа и жены, также Иоганн Генрих признавал, что физически брак так и не был осуществлён. Несмотря на развод, оформленный 21 июля 1349 года, отлучение от церкви Людвига и Маргариты оставалось в силе ещё десять лет, столько же не признавался папской курией их супружеский союз.

Удивительный факт: первоначально образ Маргариты послужил основой для «красивых» портретов Маргарит XVI века – в частности, картины маслом из коллекции замка Амбрас или гравюры Доменика Куста 1599 года. Но позднее кто-то нарисовал на портрете из замка опухшую, увеличенную нижнюю губу – и открылся ящик Пандоры: с тех пор изображения уродливых старух неизбежно ассоциировались с Маргаритой Маульташ.

scale_1200-5-768x993.jpg

Почти через 200 лет после рождения Маргариты – около 1500 года – великий Леонардо, которого весь мир знает как гениального творца и создателя портретов прекрасных женщин и безупречно сложённых мужчин, создал серию карикатур.

Исследователи утверждают, что да Винчи имел ненасытный интерес к необычным лицам, нескладным фигурам, уродствам и несовершенствам – как бы вступающим в противоречие с той системой идеальных пропорций тела, над которой он работал, – и изучал их, идя «от противного» в постижении гармонии человеческого облика. Так появились гротескные рисунки безобразных старух – не имеющие, впрочем, никакого отношения к Маргарите Тирольской.

scale_1200-6.jpg

Гротескный бюст старухи. Авторство достоверно не установлено, возможно, ученик Леонардо да Винчи – Франческо Мельци (Francesco Melzi, ок.1491–между 1568 и 1570) с рисунка Леонардо.
Британская королевская коллекция.

Позднее фламандский живописец Квентин Массейс на основе одного из рисунков Леонардо да Винчи создал картину «Уродливая герцогиня», ныне хранящуюся в Лондонской национальной галерее. На ней отвратительная старуха с морщинистой дряблой грудью, стиснутой корсетом, держит в правой руке бутон розы. Этот сатирический образ показывает престарелую кокетку, которая сама себе видится молодой, желанной и соблазнительной.

scale_1200-7-768x1009.jpg

Квентин Массейс. «Уродливая герцогиня», около 1513. Национальная галерея, Лондон

Лиха беда начало. Легенды о безобразной герцогине были включены в 1816 году Якобом Гриммом (одним из братьев Гримм) в сборник «Немецкие саги»; английский художник, карикатурист Джон Тенниел вдохновился картиной Массейса, иллюстрируя в 1865 году книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» – герцогиня в его работах, признанных каноническими, повторяет образ, созданный Массейсом. А в 1923 году вышел роман Лиона Фейхтвангера, и имя Маргариты Маульташ стало синонимом «Безобразной герцогини».

scale_1200-8.jpg
Иллюстрация Джона Тенниела к книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»

В браке с Людвигом V у Маргариты родилось двое сыновей. Сын Герман умер в возрасте 17 лет, а Мейнхард после смерти отца в 1361 году взошел на престол Верхней Баварии, герцогом которой был Людвиг, а также стал соправителем Тироля вместе с матерью. Правда, продолжалось это недолго: в 1363 году 19-летний Мейнхард неожиданно скончался.

Уступив давлению австрийского герцога Рудольфа IV Габсбурга, ограниченного в правах королём Карлом IV Золотой буллой 1356 года, Маргарита отреклась от тирольского престола в его пользу, указав причиной «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Так Тироль потерял независимость и вошёл в состав Австрийской монархии.

scale_1200.jpeg

Anton Boys (Anton Waiss). Meinhard III, XVI век

Проведя остаток жизни при австрийском дворе, Маргарита предстала перед Богом в Вене в 1369 году в возрасте 51 года. Один из районов ныне носит её имя: Вена-Маргаретен.

Тайну своего уродства – было ли оно проклятьем от рождения или злыми наветами ненавидевших её – Маргарита Маульташ унесла с собой в могилу, оставшись в веках в памяти людской как «Безобразная герцогиня».

«Маргарита встала, лениво потянулась, направилась к дому, тяжело волоча ноги. Рот был по-обезьяньи выпячен, огромные бесформенные щеки свисали мешками, белила уже не скрывали бородавок. Тихая, смиренная фрейлина распахнула перед ней корявую дверь. Навстречу вырвался чад жареной рыбы. Маргарита с удовольствием потянула носом, вошла в дом».

Лион Фейхтвангер, «Безобразная герцогиня»

scale_1200-10.jpg

Герцогиня. Авторская коллекционная кукла Анны Тереховой

Читать Леон Фейхтвангер «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»

Произведения Леона Фейхтвангера в «Книжной лавке»:

Скачать и читать книги в «Книжной лавке»

Вход в систему