Кодекс Хаммурапи. Часть Х
Появление Энкиду в эпосе обставлено почти как в мюзикле "Весна для Гитлера". Это не просто очередные кочевники вторглись в пределы шумерских владений, а весь народ молит они богов унять царя Урука посредством создания... новых людей ему под стать. Чтобы Гильгамеш соревновался с Энкиду, а "Урук да отдыхает".
Тело Энкиду покрыто шерстью, он почти дикий и необузданный, жил среди зверей, "ни людей, ни мира не ведал". Оберегая зверей от охотников, он вызвал их ненависть к себе, но те ничего не могли с ним поделать. В отчаянии охотники отправились в Урук и пали в ноги царю Гильгамешу, моля избавить их от ненавистного врага.
Далее идет эпизод, который всеми толкуется... слишком свободно... или не обсуждается вообще. Гильгамеш посоветовал охотникам отвести к Энкиду блудницу Шамхат, чтобы она его соблазнила. И "блудница наслажденье дала ему, дело женщин". Когда же насытился лаской Энкиду, то обнаружил, что ослабело его тело и "разуменьем стал он глубже".
Шумеры - создатели городской цивилизации почти в современном понимании. Это отдельный искусственный мир, своеобразный оазис в почти необжитом пространстве. Да, они достигли высокой цивилизации, но в ограниченных пространствах, это система городов-государств, расположенных на торговом пути.
Шумеры способны удерживать лишь сравнительно небольшую площадь городов, обнесенных мощными стенами и укреплениями. По стенам Вавилона можно было проехать на колеснице, а стены Урука в период расцвета превышали десять километров. Но это не государство, на создание которого, "буйствуя плотью", пытался собрать силы Гильгамеш, это всего лишь островок в огромном мире, обнесенный стенами.
Затем в Междуречье являются аккадцы, "рожденные степью", почти не жившие за городскими стенами. Они идут сюда со своей системой общинных поселений алу. И лишь в слиянии этих двух культур возникает мощное Аккадско-шумерийское государство, а имя Саргона Древнего, его царя периода расцвета, станет династическим именем и для персидских царей.