Кодекс Хаммурапи. Часть IХ
Когда современные "литературоеды" говорят об Эпосе о Гильгамеше... они пытаются к тем, кто жил до нас - приписать современную увлеченность самокопанием на самом низменном уровне. Нынче ведь головенку боятся чуть повыше держать, шеей почти не пользуются. О мозгах умолчим. Там, где нет совести, там бессмысленно искать все остальное. Аристотель говорил тоже самое, но намного красивее и возвышеннее. Однако толку, как видите, от сказанного им... пока немного.
Эпическая литература, да еще способная пережить тысячелетия, это всегда макрос человеческого мышления, всегда государственный, глобальный уровень. Очень близок сознанию и мировоззрению русского человека, достаточно ведь взглянуть на карту нашей сильно покоцанной Родины. Но сразу виджно, что люди здесь мыслили всегда масштабно, с достойным размахом. Не ныли, как нынешние цуцики: "Надо привыкать, что мы нынче не супердержава", плохо себе представляя, что такое "держава", а что - "супер".
Для нормальных людей, способных не только удерживать миры и пространства, но и творить их, - как раз и создается эпическая литература. Всем остальным она без надобности. Им и про зверушек разных - выше крыши. Типа "пошел заинька и горько заплакал".
Ну-с, ближе к теме. Говоря о двух героях эпоса Гильгамеше и Энкиду, нынешние "исследователи" нынче продвинулись до такого прогрессивного соображения. Раз Гильгамеш просто весь из себя несравненный,а Энкиду...несколько звероподобный, то, дескать, это звериная сущность самого Гильгамеша. Непонятно только, как она оказалась снаружи. Обычно все герои своей звериной сущности нисколько не стесняются, а напротив, лелеют ее. Не замечали?
На две трети он бог, на одну – человек он,
Образ его тела на вид несравненен,
(Далее недостает четырех стихов.)
На самом деле... это очень трогательная история двух народов в лице таких разных героев. Одновременно сам эпос становится горнилом становления и закалки аккадского языка в неродственной языковой среде. Мы говорим об уникальных процессах, позволяющих взглянуть и на историю человечества и на самого человека... не просто "иначе", как это принято говорить, а... с восторгом и восхищением!