Ирина Дедюхова «Безбрежные воды Стикса»

Представленная первая часть трилогии «Безбрежные воды Стикса» немного знакома читателям по достаточно объемному циклу Синопсис романа, публиковавшемуся в блоге «Огурцова на линии».  В этом цикле уже было опубликовано 22 части, но история была рассмотрена лишь в узком аспекте  и фрагментарно. К тому же, первые части публиковались еще пять лет назад в шуточной стилистике, где в забавном сюжете увязывались различные ролики, заметки из новостной ленты и куски синопсиса гипотетического романа.

Попытка вернуться в этой теме была совершена автором в конце 2016 года, но по-настоящему роман  «зажил своей жизнью» лишь в текущем 2017 году. Было интересно наблюдать, как из нашей обыденности вдруг возникает не просто художественный текст, но захватывающая история.

Кроме того, надо отметить, что основным художественным приемом Ирины Дедюховой является тот самый магический реализм, о котором так много пишут и многим совершенно напрасно приписывают. А одной из главных тем романа является магия вуду, что само по  себе интересно. И это у Дедюховой не просто тема, а инструмент исследования, а главное форматирования реальности. Читатели «синопсиса» помнят, сколько странных и неожиданных событий происходило в момент публикации фрагментов романа.

Магический реализм не просто «искажение реальности» для дополнительного читательского интереса. Здесь вообще исследуются приемы магического изменения жизни… не естественным, а значит, не легитимным образом.  А все изменения в жизни должны все же происходить в результате плодотворного, творческого и честного труда человека, а не  из-за манипуляций черных магов, давно растративших собственную душу, не говоря о тех, чьи души они растлили и совратили нечестным отношением к жизни… В результате взаимодействия читателя с этим удивительным текстом, начинают происходить естественные и легитимные процессы, будто развеивая черную недобрую магию, сгустившуюся над нами.

Текст здесь по настоящему интерактивный, можно ткнуть ролики, некоторые картинки, чтобы тут же открылась ссылка. Текст получается почти «живым». И хотя речь идет как бы поначалу о вещах, которым не принято верить… вдруг понимаешь, что всему есть единственно возможное объяснение, которое содержится только в этом романе и более нигде.

Врезки новостных заметок и уже публиковавшихся статей делают этот роман немного похожим на «Мобби Дика» Мелвилла. Однако описание снастей и китов у Германа Мелвилла призвано придать волнообразный характер повествованию. В результате не все преодолевают и вторую волну.

А здесь врезается сама наша жизнь, находя смысл, объяснение и осмысление. Накал и интерес нарастают, сюжет развивается  совершенно захватывающим образом, оставляя  догадку «Так вот что это было!»

Это совсем еще не конец, нас, очевидно, ждет следующая книга о захватывающих приключениях представителей правоохранительных структур города Ижевска с терроризмом и экстремизмом… пока еще не совсем ясно, кого именно, хотя детали понемногу уточняются.

Но экшн попёр! Это уже не подготовительная методическая работа, вводящая нас в тонкости бытия «Ижевска фантастического» (а с ним и нашего мистического существования) в попытках проверить, глубока ли кроличья нора. Можно сказать, это уже практикум, где каждый может почувствовать себя членом небольшого отряда быстрого реагирования на разные завалы и засады «нашего тяжелого времени».

Дедюхова здесь «прерывает дозволенные речи», как всегда, на самом интересном. Поэтому, зная, с каким трудом наш Классик прорывается к своему роману в реальной жизни, жалеешь, что придется еще ждать в неведении, что там в двух ящиках, как сложится акция, которую герои планируют в конце этой части, к чему же там окошко, «затянутое бычьим пузырем»?.. Но это уже частности, потому что эта часть отвечает на главный вопрос, который терзает, пожалуй, сейчас все слои населения не только России, но всего бывшего СССР: «А добром-то это закончится?..»

Где-то в середине третьей части, несмотря на то, что вполне уже раскрыто и ее название «цвет сумрака» и общее название романа о «безбрежных водах Стикса», начинает переполнять присущие таланту нашего Писателя оптимизм, вера в будущее и радость бытия. Вроде бы вещи совершенно бесплатные, а ощущать их становится все накладнее. А тут… два росчерка пера Маэстро — и готово!

Под конец вместе с героем романа, молодым прокурором Павлом чувствуем это радостное пение океанских волн с солнечными зайчиками. И это, пожалуй, настоящая, подлинная магия слова.

С литературной точки зрения очевидно, что мощь таланта Дедюховой находится на высшей стадии развития, как раз на уровне тех огромных советских тиражей, поражающих сегодня воображение в рассказах о «самой читающей стране мира». Сам текст, как она признавалась, настолько горячий, что держать его она никак не может, мы его будем публиковать в «Литературном обозрении», в надежде, что это подстегнет публикацию четвертой части.

Здесь понимаешь, насколько жалкими выглядят попытки пролепетать о каком-то латиноамериканском «магическом реализме» после Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, М.А. Булгакова… а уж тем более, после Ирины Анатольевны Дедюховой. Разве кому-то из ее предшественников приходилось подобные личные коллизии закатывать в остросюжетный готический роман?

Окончательное редактирование этой части было сопряжено с многими трудностями для автора.

Думаю, тоже третью часть выставить бесплатно в ЛО, поскольку текст еще при написании начал форматировать реальность. Только села все окончательно править… неожиданно сломался компьютер, на котором я пишу. Пришлось большей частью писать на другом, а это другая клавиатура, все немного другое, очень выбило из колеи.

Да, конечно, денег бы надо, но мне хрен кто заплатит, а тут такое вот… все рушит одним прорывом в реал. Зачем такое держать в заначке? Свои и так купят, свои и так меня на горбу тащат, чтобы я писала романы. А на чужих ориентироваться… жизни не хватит! К тому же, прикинь, кто такое может написать, да еще и за деньги?

Тут, блин, приходит Сергей, он же у меня первый читатель. Начал знакомиться с написанным. Только прочел фразу о том, что «срет обычно кто-то один, а канализацию потом прорывает у всех, и при этом говно виноватых не ищет», как у нас на нижних этажах прорвало канализацию, затопило все этажи, весь подъезд воняет говном. Брат вообще испугался. К тому же мы всегда жилищным сектором занимались, чего только не видели! Чтобы прорывался канализационный стояк… Такого в моей практике не было. Подтеки и протечки были, конечно, но редко. А тут прямо — бац! Все это происходит при Сергее, который первым эту фразу прочёл.

Дальше пишу главу «ЕХАЛИ МЕДВЕДИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ», но прерываюсь, надо идти с Ирмой гулять. Выходим с ней в парк… етишкин кот! Там, как нарочно, в субботу все заполнено велосипедистами! Они жгут костры прямо на главных аллеях, срут в кустах, хамят, пытаются кататься по рыхлому липкому снегу… и такое я после каждодневного гуляния в течение последних лет вижу впервые. Все-таки не май месяц, февраль. И погодка… так и тянет прокатиться на велике по сугробам.

Сегодня начала главу четвертой части, где упоминаю единорогов. Естественно, тоже пошли в парк гулять с Ирмой. Уже пошли домой, как к нам прибежали три коня-двухлетки. Один из них — белый Граф с гривой, заплетенной в косички. Они сожрали у нас яблоки и сыр и пошли всех в парке пугать. Я страшно пожалела, что не взяла телефон, с Графом надо сфоткаться, а потом ему рог пририсовать в фотошопе. Пыталась увести их на конюшню, но они не послушались. Хотя Граф, оказывается, все понимает, зараза! Он знал, что у меня есть нарезанные яблоки, отлично знал, что меня можно запросто лизать и тыкать мордой в лицо! И с Ирмой они общались дружески. Хотя она (как и другие посетители парка) была в шоке. Они были впервые без наездников и сопровождения выперлись на главную аллею, причем, явно за нами, после того, как я начала писать про их сородичей-единорогов.

Поэтому мы будем продолжать публиковать этот роман в «Литературном обозрении». Однако нашему Классику надо тоже как-то сводить концы с концами, поэтому не забывайте, поощрять трудовым рублем то, что она делает на общее благо.

Редактор «Литературного обозрения» Наталья Иванова

Уважаемые коллеги!

Учитывая сложность текущей ситуации, выставляем все наработанное в открытом доступе бесплатно. Однако обращаем ваше внимание, что все издания ввпускаются в рамках творческой, исследовательской и научно-практической работы коллектива АНО ДПО Санкт-Петербургский университет высоких технологий, поэтому просим «добросовестного цитирования» с указанием использованных материалов.

Кроме того,  АНО ДПО Санкт-Петербургским университетом высоких технологий создана и поддерживается Техническая библиотека (Техлиб), на материалы которой тоже просим указывать ссылки.

Скачать в "Книжной лавке"

ce9eb17ff56b7b4a8ec31118d2276ab2

Вход в систему