Эпоха развитого сценаризма
Правительство и близкие к Кремлю эксперты плодят одну программу развития за другой, причем разработанная год назад "Стратегия-2020" уже похоронена. Никакого четкого плана того, что надо делать с экономикой, у власти нет.
Российские власти не верят в реалистичность экспертных оценок и готовят собственные сценарии развития. Количество сценариев, прогнозов и доктрин увеличивается в геометрической прогрессии. К Минэкономразвития, которое занимается долгосрочным прогнозированием по долгу службы, и правительству, отвечающему за стабильность и процветание, присоединяются академики и даже "Единая Россия". Уже готов долгосрочный прогноз социально-экономического развития, обещающий России статус ведущей экономической державы к 2030 году, и "Основные направления деятельности правительства" (ОНДП). Главные приоритеты — модернизация здравоохранения, образования, решение жилищных проблем, пенсионная и оборонная реформы, а также сохранение макроэкономической стабильности.
Но Владимиру Путину правительственных предложений оказалось недостаточно. Не помогло даже то, что Дмитрий Медведев лично приехал в Кремль, чтобы представить ОНДП. По заказу президента Российская академия наук готовит доклад "О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности". Академические предложения должны быть готовы к марту, однако, противники у них появились уже сейчас. Советник президента Сергей Глазьев, а именно он курирует подготовку доклада, заявил, что США, Япония, Великобритания и Евросоюз скупают реальные активы, в том числе и в России, за счет валютной эмиссии. И без кардинального изменения экономполитики Россия рискует проиграть финансовую войну. Вместо того чтобы продолжать вкладывать средства в иностранную валюту и бумаги, России следует наращивать норму накопления, инновационную активность и вкладываться в науку и технологии. Последние должны вырасти до 4% ВВП. Мобилизацию средств, отмечает экономист, может обеспечить только государство. Глазьев предлагает отразить в законе "О стратегическом планировании" роль президента, кардинально изменить денежно-кредитную политику и создать бюджет развития на основе накопленных резервов (в том числе в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния). Глава "Роснано" Анатолий Чубайс уже заявил, что после таких высказываний Глазьев не может считаться экономистом.
..."Главная проблема — отсутствие четкого понимания, куда мы хотим прийти и что надо делать, чтобы попасть из точки А в точку Б,— вздыхает федеральный чиновник.— Есть только мантра о необходимости исполнять майские указы президента, а вот стратегии никакой нет". В итоге самой крупной победой при разработке ОНДП собеседник "Власти" называет то, что удалось отстоять более компактный вариант документа: "30 страниц лучше, чем 200. Меньше места в мусорной корзине займут".