Дело о спрятанных миллиардах
$11,5 трлн все еще укрыто в офшорах. Банковская тайна и непрозрачность налоговых гаваней уже более полувека помогают преступникам мирового масштаба прятать украденные миллиарды. История последних десятилетий показывает, что само существование системы офшоров делает возможными крупные хищения, разоряющие целые страны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с офшорами начинают бороться во всем мире.
...2008 год был богат на скандалы, но дело главы инвестиционного фонда Madoff Securities Бернарда Мейдоффа удивило даже бывалых наблюдателей. Мейдофф был одним из основателей биржи NASDAQ и считался одним из столпов Уолл-стрит. С началом кризиса некоторые его клиенты захотели забрать свои деньги, но не получили их. Мейдофф признался, что весь его бизнес — "одна сплошная большая ложь". Его фонд уже 13 лет не занимался инвестиционными проектами, выплачивая дивиденды за счет привлечения новых клиентов, то есть являлся классической финансовой пирамидой. Задолженность компании составила примерно $50 млрд. Счета Мейдоффа были заморожены, но среди них не оказалось ни одного в офшорном или швейцарском банке. Этому мало кто поверил, и до сих пор многие считают, что миллиарды Мейдоффа лежат где-нибудь в альпийских банковских хранилищах. Впрочем, сам мошенник вряд ли когда-нибудь ими воспользуется, поскольку суд приговорил его к 150 годам тюрьмы.
После кризиса борьба с офшорами стала мировым трендом. Островные государства тоже испытали на себе давление влиятельных мировых игроков. Еще в кризисном 2008 году правительство США начало расследование в отношении американских фирм, избравших базой Каймановы острова. Расследование дало любопытные результаты. В частности, в столице островов Джорджтауне был обнаружен настоящий дом с привидениями. В небольшом пятиэтажном здании Агланд-Хаус, как оказалось, было зарегистрировано 18 857 фирм, в основном американских. Все эти фирмы попали в поле зрения налоговых органов, так что от прежнего налогового рая не осталось и следа.
Чем острее правительства будут нуждаться в деньгах, чтобы решать собственные проблемы с долгами, тем чаще они будут стремиться наложить руку на сбежавшие капиталы, как в случае с Кипром. Что из этого выйдет, покажет только время.