Башкирцев Игорь "Конвой"
"Конвой" - сложно назвать мемуарами, это воспоминания полковника запаса Игоря Геннадьевича Башкирцева, написанные с большим юмором, теплотой, ностальгией по тем временам, когда законодательство было неколебимым, будущее - ясным, а честь и совесть не подменялись нынешними эрзацами.
Напомним, что Внутренние войска Министерства внутренних дел СССР (ВВ МВД СССР) структурно входили в состав Министерства внутренних дел СССР и в период с 1 сентября 1939 года по 21 марта 1989 года входили в состав Вооружённых Сил СССР. ВВ МВД СССР предназначались для обеспечения внутренней безопасности государства, охраны важных государственных объектов, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечения общественной безопасности.
Охранно-конвойная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации отмечает свое рождение с 13 мая 1938 года, когда приказом Народного комиссариата внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик был объявлен «Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции». Дата принятия этого документа считается днём образования охранно-конвойной службы СССР и РФ.
В 90-е годы эту функцию от внутренних войск передали Минюсту, поэтому здесь уже начинается другая история. Впрочем, нынче принято искать исторические корни со времен Российской империи. Поэтому история конвойной службы сегодня начинают с 1886 года, с момента издания Александром III предписания о создании в Российской империи конвойных команд. Двадцать лет спустя, 10 июня 1907 года был утверждён первый Устав конвойной службы.
Автор этой книги, полковник запаса Башкирцев Игорь Геннадьевич, родился в 1962 г. в Казахстане, несколько лет проживал в Белгородской области.
В 1983 г. окончил Высшее политическое училище им. 60-лет ВЛКСМ в г. Ленинграде, в 1993 г. – педагогический факультет Гуманитарного университет Министерства обороны (ныне – Военный университет, при поступлении – Военно-политическая академия им. В.И. Ленина).
Башкирцев Игорь Геннадьевич: Моя служба продолжалась более тридцати лет. Все было – многие годы в «горячих точках» в составе оперативных частей, и охрана важных государственных объектов, и милицейские (специальные моторизованные) полки, даже педагогическая деятельность в военном училище, но конвой….
Конвой! Как много в этом слове…
Все меньше и меньше остается тех военнослужащих, кто еще помнит это славное время. Именно им хочется посвятить данные воспоминания. Многие увидят в них что-то из своей службы, вспомнит былое.
Уверен, что абсолютное большинство людей при слове «конвой» могут представить хмурые лица охранников с ружьём и их «подопечных» - зэков, ЗК, осуждЁнных, осУжденных, кому как нравится.
Но это не совсем так. Конвой – это широкое понятие. Конвой – это жизнь, это состояние души, это тяжелая служба с бессонными ночами и опасностями, это армейское братство. Это незабываемые факты, в которых всегда находилось место юмору.
Мало, кто знает, что конвойные подразделения в основном находились вдали от шума городского. Чаще всего это были небольшие богом забытые поселки, где население делилось на несколько категорий – сидел, сидит, будет сидеть, сотрудники зоны и военнослужащие внутренних войск. Именно в таких поселениях и родилась поговорка: «Раньше жил напротив зоны, теперь – напротив дома!»
Военный городок – это чаще всего старая пошарпанная казарма и небольшая территория, на которой удивительным образом помещались плац, котельная, свинарник, учебные городки, гараж…
И не смотря на это, каждый, кто служил в конвое, может совершенно искренне сказать: «Конвойник – это звучит гордо!»
Интересен факт, что вся дальнейшая служба, в каких частях бы она не проходила, делила офицеров и прапорщиков на две категории «конвойник» или «неконвойник»! К последним конвойники относились с неприязнью и с недоверием.
Подкупают мягкий юмор, внутренняя культура автора и точно переданный им дух того времени. С удивлением отдаешь себе отчет, что раньше конвой был трудной службой настоящих мужчин, не чуждых всему человеческому, но еще и прекрасно воспитанных, образованных, выдержанных.
Даже не хочется говорить о тех, кого мы видим сегодня... Вдобавок у нынешних "служивых" нет такой безусловной нравственной основы! А когда ее нет, здесь и начинаются основные сложности. То Васильеву не отконвоировали куда следует, то еще кого... "переконвоировали". При этом от самих людей издалека шибает "грязной работой" с непременным пояснением "работа у нас такая".
Смотришь на это нынешнее "пополнение", а про себя думаешь, что когда-то это было не "работой", а службой! Причем не тем, перед кем нынче принято выслуживаться, а обществу и Отечеству.
Насколько же это необходимо - окунуться хотя бы ненадолго в атмосферу порядочности, мужской основательности, человечности... Конвой - это не только безусловно нужная и очень сложная функция для всего общества, но ведь мы знаем, что там воспитывали не "солдатиков", а воинов, настоящих мужчин.
Буклейтер к книге мы начали со сцен конвоирования немцев в Москве в 1944 году. Чем очень смутили нашего автора. Как кадровый военный, он подчеркнул, что начал службу в начале 80-х.
Это ведь нынче принято увешиваться незаработанными орденами и погонами. А уж как "историю нашего бизнеса" начинают рассказывать, так немедленно начинают с указов Романовых. Кстати, сегодня так и делают в любых представлениях конвойной службы.
Но еще недавно к таким вещам относились куда более щепетильно, поскольку главными понятиями кадрового военного были честь и достоинство.