Ананасовый компот. Часть IV
>Горы в брачных венцах.
Я в восторге, я молод.
У меня на горах
очистительный холод.
Вот ко мне на утес
притащился горбун седовласый.
Мне в подарок принес
из подземных теплиц ананасы.
Он в малиново-ярком плясал,
прославляя лазурь.
Бородою, взметал
вихрь метельно-серебряных бурь.
Голосил
низким басом.
В небеса
запустил ананасом...
Андрей Белый "На горах", Москва, 1903 г.
Вот здесь, когда автор стишка запускает в небесную лазурь ананасом, принесенным ему безобразным уродцем в красной рубахе (как у палача) из подземных теплиц, - мы этот стишок прервем для разговора о степенях склонности к ананасовому компоту.
А то у послушных мальчиков по социальным сетям сделалась истерика. Как же так? Они довели свое "кошек душили-душили..." до апофигея, добились, наконец, "братоубийственной войны, холода и голода", от которых нас прежние "седовласые горбуны" выручали-выручали, а потом померли...
Нынче вроде бы надо митинги устроить на горах, мол, ведь Россию-Скотопригоньевск обижают, не им пендель отовсюду светит... А тут я сижу в первом ряду, семушки лузгаю, анасом закусываю и от души им желаю, чтоб их вообще ни в Финляндию не пускали, ни в Болгарию... чтоб сидели в родном Скопригоньевске и любовались бы на здешние горы и пригорки...
Андрей Белый в 30-х это стихотворение, во многом для него неожиданно ставшее его визитной карточкой, был вынужден переименовать в "Ананас". Так уж сложилось. Несмотря на то, что в реальной жизни... сложилось сами знаете как.
Ананас здесь получается главным, основным архетипом. Вот не горбун в красной рубахе, не само подравнивание лирического героя с античным божеством, а ананас.