Мечеть Биби-Ханым в Самарканде
Соборную мечеть Самарканда (Биби-Ханым) начали строить в 1399 г., после обогатившего государство Тимура грабительского похода в Индию. По-видимому, эмир придавал исключительное значение этой мечети: он сам следил за работами, всячески поощрял огромную армию рабочих и мастеров скорее завершить постройку. Мечеть строилась меньше пяти лет, и в 1404 г. она была уже закончена. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира.
Археологические исследования позволяют представить план и первоначальный облик мечети. Большая прямоугольная площадь, занятая мечетью, снаружи была ограждена глухой сравнительно невысокой стеной, над которой возвышались сохранившиеся сейчас в руинах, прорезанные огромными стрельчатыми арками грандиозные пештаки, кубические массы больших зданий с куполами на барабанах и стройные минареты. Все эти архитектурные объемы, симметрично расположенные по периметру большого двора, создавали своеобразный, проникнутый единством художественного замысла монументальный ансамбль.
Вход на территорию мечети украшал гигантский пештак, представлявший самостоятельное архитектурное сооружение. Обширный двор мечети окружала аркада, за которой со всех четырех сторон располагались крытые галереи, образованные рядами колонн. Боковые галереи посередине прерывались сравнительно небольшими портально-купольными зданиями. В глубине двора поднимался второй сорокаметровый пештак, и сейчас еще сохранивший величественную арку и граненые минареты на углах. За ним высилось здание главного «святилища», увенчанное полусферическим гладким бирюзового цвета куполом.
Композиция ансамбля Биби-Ханым построена на сложном сочетании архитектурных форм и цвета. Роль своеобразного модуля играет стрельчатая арка в прямоугольном обрамлении. Множество арок, то дробящихся в ячейках сталактитов, то вырастающих до гигантских размеров, внесло в архитектуру сложный ритм, сделало особенно ощутимыми масштабные соотношения и вместе с тем объединило все в одно целое. Единство художественного замысла проявилось и в цвете узора. Стены мечети покрыты сеткой крупных ромбовидных фигур и куфических надписей, выложенных по терракотовому фону кирпичной кладки синими, голубыми и белыми изразцами. Голубой цвет преобладает в узорной кладке стен, он звучит в украшении пештаков и, пронизывая, таким образом, всю систему архитектурного декора, безраздельно господствует в изразцах большого бирюзового купола, как бы слившегося с небом.
Архитектура мечети была обращена к массе людей, заполнявших в дни богослужений двор и площадь перед зданием. Доминирующие в узоре на стенах мечети религиозные надписи и окружающие их орнаменты плоскостны, графичны и несколько суховаты, но хорошо видны на большом расстоянии. Несравненно богаче украшены пештаки. Пилоны и арки обогащены тонкими узорами расписной майолики и резной мозаики, то вкрапленных среди крупных геометрических мотивов и надписей, то заполняющих отдельные панно и тимпаны, то расположенных в виде цепочки звезд на фоне неглазурованного кирпича. Мерцание ярких красок изразцового убранства дополняло мягкое свечение белых мраморных панелей, наличников дверей и колонн. Архитектурные идеи, положенные в основу этого сооружения, нашли воплощение и в интерьере «святилища». Оно поражало величием пространственного решения, тонкостью пропорций, богатством декора. Над большим и высоким квадратным помещением, расширенным с каждой из сторон глубокой нишей, вознесен купол, плавный переход к которому образуют тромпы, конструктивно дополненные щитовидными парусами. В среднеазиатских монументальных постройках конца XIV—начала XV в. над основными помещениями обычно высятся двойные или даже тройные купола. В скрытом от глаз пространстве между наружным, опирающимся на барабан, и внутренними куполами возведены опорные кирпичные ребра. Стены и своды, как и снаружи здания, имели богатое красочное убранство, выполненное росписью и раскрашенными с позолотой рельефными бумажными розетками, сделанными из прессованной бумаги и прикрепленными к штукатурке маленькими гвоздиками. Несмотря на то, что сейчас от некогда грандиозного сооружения сохранились лишь руины, даже по ним можно понять величие замысла зодчих и ощутить огромную силу их вдохновенного мастерства. В целом архитектурно-художественный образ мечети Биби-Ханым представляет сложное явление, в содержании которого отразились и религиозные цели, ради которых строилась мечеть, и идеи прославления Тимура, и вместе с тем несравненно более широкое мистическое представление о мире. «Купол был бы единственным,— писал о мечети Биби-Ханым современник Шарафаддин Иезди,— если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы млечный путь не оказался ей парой».
Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-Ханым. Сведения о погребенной самой Биби-Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-Ханым.
С 1968 года начаты большие работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби-Ханым.
История Биби-Ханым
Народное предание связывает строительство этой мечети с именем жены Тимура, решившей подарить своему супругу сооружение во время его отсутствия. История, однако, не знает имени Биби-Ханым, и разрушает всю прелесть сказки. Главную жену Тимура звали Сарай Мульк-Ханым. И ко времени постройки мечети, ей было далеко за 60 лет. Фактически же, мечеть построена при Тимуре в 1399—1404 годах была заложена Тимуром после победоносного похода на столицу Индии — Дели.
Мечеть Биби-ханым — самая большая в Средней Азии и одна из крупнейших во всем мусульманском мире. Размеры ее, по данным раскопок, составляли около 100х140 метров. Для сравнения - мечеть султана Хасана в Каире, тоже построенная в XIV веке, имеет размер 60х120 метров, а мечеть Джума в Исфагане к XIV веку имела размеры 115х125 метров. Если обратиться к Западной Европе, то, почти совпадающий, по времени постройки, готический собор Милана, самый большой среди других соборов, оказывается по плану почти равным мечети Биби-Ханым.
В своем первоначальном виде мечеть представляла гигантское сооружение, состоявшее из многих построек. Ее со всех сторон окружали стены, по углам стояли четыре высоких круглых минарета. Наружные стены и три угловых минарета не сохранились; только на северо-западной стороне одиноко высится полуразрушенный минарет; угрожавшая падением верхняя его часть была разобрана в 1897 году. Все постройки некогда были объединены в единое композиционное целое крытой галереей с несколькими рядами каменных колонн.
На восточной стороне обширного внутреннего двора, имевшего форму прямоугольника (62х83 метра), находится главный входной портал (пештак), высотой 33,15 метра. Против него - большое здание главной мечети; ее общая высота от земли до наивысшей сохранившейся точки составляет 36,65 метра. По северной и южной сторонам поставлены одно против другого купольные здания малых мечетей.
Некогда великолепно оформленный двор был вымощен мраморными плитами и керамической мозаикой. Улугбек установил внутри главного здания громадный мраморный пюпитр, предназначенный для Корана и переставленный в 1875 году на середину двора.
Огромное здание мечети, строившееся наспех, оказалось недолговечным и начало разваливаться уже в первые годы своего существования. В XVII веке состояние мечети было настолько угрожающим, что правитель Самарканда Ялангтуш-бий решил соорудить новую соборную мечеть на площади Регистан. Землетрясения ускорили процесс деформации и разрушения куполов и увеличили угрожающие трещины арок. Землетрясением 1897 года была разрушена значительная часть отделанного мрамором портала главного входа. В результате от монументального, целостного по своей композиции сооружения остались лишь руины.
В первые годы Советской власти ставился вопрос о полной реставрации мечети. Однако работы на первых порах коснулись лишь благоустройства памятника: были снесены лавки и очищена территория вокруг мечети. Техническая реставрация этого памятника требовала, помимо крупных материальных затрат, предварительного и углубленного его изучения. В 20—30-х годах появились труды, более полно освещающие историю памятника; произведены обмеры оставшихся на поверхности частей; обследована площадь двора; исполнены большие работы по фиксации росписей мечети. В дальнейшем в, результате подробного археолого-архитектурного изучения здания был составлен проект графической реставрации мечети, созданной в свое время лучшими мастерами того времени. Однако, в последние годы Советского союза бытовало мнение о необходимости законсервировать памятник вместо его реставрации.
Став независимым, Узбекистан форсировал затянувшиеся реставрационные работы и к началу туристического сезона 2003 года, реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение. По качеству этой реставрации существует много мнений, но факт остаётся фактом — отныне Самарканд не встречает больше гостей руинами.
Легенда о постройке мечети Биби-Ханым
Биби-Ханым была самой любимой женой Тимура и самой прекрасной женщиной его гарема. Когда Тимур уехал в один из походов, ей пришло в голову сделать ему подарок и, заодно, увековечить своё имя — построить грандиозную мечеть, которая бы своими размерами, великолепием и убранством превосходила все существующие постройки. Чтобы мастера и рабочие не сомневались, что у неё есть средства, царица приказала показать им груды золота и драгоценностей, предназначенные на постройку. Работа закипела. Руководить работой поставила молодого зодчего, и тот, очарованный красотой царицы влюбился в неё.
И вот мечеть уже почти выстроена, остаётся лишь одна огромная портальная арка. Всё чаще посещает постройки Биби-Ханым и торопит архитектора. Но тот не спешит: он знает, что не увидит больше её, как только исполнит поручение.
Тем временем Тимур шлёт весть о скором своём возвращении. Биби-Ханым с нетерпением ожидает окончания стройки. Но дерзкий зодчий ставит условие: мечеть будет закончена, если царица разрешит себя поцеловать. Царица разгневана; зодчий забыл, кто она такая? Но архитектор неумолим… Тогда Биби-Ханым решается пойти на хитрость: она приказывает принести яйца, раскрашенные в различные цвета. «Посмотри на эти яйца; с виду они все разные, внутри все одинаковые. Таковы мы женщины! Я подарю тебе любую из рабынь, которую ты захочешь». На это зодчий приказал принести два бокала: один из них он наполнил обыкновенной водой; другой белым вином. «Посмотри на эти два бокала, с виду они одинаковые. Но если я выпью один, то ничего не почувствую, если выпью другой – он обожжет меня. Такова любовь!»
А Тимур уже подходит к столице. Биби-Ханым вне себя от досады: так долго лелеянный и почти уготованный ею сюрприз своему супругу может не получиться. Царица не смеет допустить этого. Она соглашается на поцелуй. Но при поцелуе закрывает лицо подушечкой (по другой легенде – ладонью); поцелуй бал так горяч, что оставил на щеке красавицы пятно.
И вот Тимур въехал в столицу, его восхищённому взору представилась во всём блеске соборная мечеть – подарок любимой жены. Каково же было смущение Биби-Ханым, когда прорицательный супруг углядел пятно на её щеке.
Здесь повествование раздваивается на две версии:
Версия первая:
Зодчего ждала смерть. Тогда он поднялся на один из минаретов построенной мечети вместе с учеником. Воины бросились туда, но, поднявшись наверх, встретили лишь ученика. «Где учитель?», — спросили его. «Учитель сделал себе крылья и улетел в Мешхед», – ответил тот…
Такова легенда. История же не донесла до нас имени Биби-ханым среди жён Тимура. Более того, Руи Клавихо в своём Дневнике записал, что мечеть построена по приказу самого Тимура в честь матери старшей жены Тимура (Сарай Мульк ханым), что вполне вероятно, учитывая, что «Биби», означает мать –
«Мечеть, которую сеньор приказал построить в честь матери своей жены Каньо, была самая почитаемая в городе. Когда она была закончена, сеньор остался недоволен передней стенкой, которая была слишком низка, и приказал сломать ее. Перед ней выкопали две ямы, чтобы через них разобрать фундамент, а чтобы работа спорилась, сеньор сказал, что сам берется вести наблюдение за одной частью работ, а двум своим приближенным велел наблюдать за другой половиной, чтобы знать, кто скорее закончит свое задание. А сеньор в это время уже был дряхл, не мог ни ходить, ни ездить верхом, а передвигалсятолько в носилках. И он приказывал каждый день приносить его туда на носилках и оставался там некоторое время, торопя работающих. Потом он велел доставлять туда вареное мясо и бросать его сверху тем, кто работал в яме, как будто они собаки. А когда он своими руками бросал это мясо, то так побуждал к работе, что нельзя не удивляться. Иногда же сеньор приказывал бросать в ямы деньги. И над этой постройкой работали так день и ночь. Это строительство и сооружение улицы приостановили только из-за того, что пошел снег».
Версия вторая:
Великий завоеватель разгневался, но гнева своего не показал. Он только вызвал к себе мастера и приказал ему построить под землёй богатый мавзолей, такой богатой усыпальницы не было на целом свете. Тогда же повелитель приказал великому мастеру изготовить из глыбы розового мрамора саркофаг, а из чёрного нефрита намогильный камень и высечь на камне арабскими письменами рецепт изготовления глазури для куполов.
Когда всё было готово, Тимур убил мастера и захоронил его в подземелье. В подземелье он велел снести также свои сокровища и знаменитую библиотеку, которую привёз после военного похода в малую Азию. Затем вход был замурован. Шли годы. Планом подземелья овладел внук великого хромца. Он пополнял библиотеку – так постепенно подземелье превратилось в одно из крупнейших книгохранилищ мира. Но Улугбек умер, план подземелья исчез…
«Легенды о Самарканде» Н. Якубов. Самарканд, 1990