Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда в Самарканде
Шах-и-Зинда (Shah-i-Zinda , перс. شاه زنده — букв. «живой царь», в персидском звучании — Шох-и Зинда) — комплекс мавзолеев в Самарканде (Узбекистан). Ансамбль мемориально-культовых построек XIV—XV веков с керамическим многоцветным декором состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшихся один к другому.
Мавзолеи Шах-и-Зинда:
Казы-заде-Руми, XV в. (Kazi Zade Rumi)
Эмир-заде, 1386 г.
Туглу-Текин
Шади-Мульк-ака («Туркан-ака»), 1371/72 г. (Mausoleum of Shadi Mulk Aga)
Ширин-бика-ака, 1385/86 г. (Shirin-Bika-Aga Mausoleum)
Хаджа-Ахмада, XIV в. (Khodja-Akhmad Mausoleum)
Безымянный мавзолей, 1360/61 г.
Кусама ибн Аббаса, XIV в., декор XV в. (Kusam-ibn-Abbas Complex)
На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находятся группы мавзолеев Шах-и-Зинда, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Куссама, сына Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда.
По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 году. По одним известиям, он был убит, по другим — умер естественной смертью; по некоторым данным, он умер даже не в Самарканде, а в Мерве. В народе Куссам известен под названием Шах-и-Зинда — «Живой царь», который согласно самаркандским легендам ушел из этого мира живым. На надгробии Куссама написаны следующие стихи из Корана: «Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы...»
Уже в XII веке, около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые, подробное описание мавзолея Куссама дает аравийский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV века и причисливший его «к самым большим, благоустроенным и красивым городам». Из его описания мавзолея, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей.
«Вне Самарканда находится могила Куссама ибн Аббаса ибн Абд-ал-Мутталиба. Жители Самарканда выходят сюда в ночь на каждый понедельник и пятницу для посещения могилы. Татары приходят для посещения ее, дают ей великие обеты и подносят ей коров, баранов, дирхемы и динары; все это идет в пользу посетителей и служителей гостиницы и благословенной могилы. Над ней возведено четырехугольное здание с куполом; у каждого угла стоят две мраморные колонны; мрамор зеленого, черного, белого и красного цветов. Стены здания также выстроены из разноцветного мрамора с золотыми орнаментами; крыша сделана из свинца. Гробница покрыта черным деревом, украшенным драгоценными камнями; углы ее обиты серебром; над ней горят три серебряных светильника. Покрывало купола сделано из шерсти и хлопчатой бумаги. Вне здания течет большой арык, прорезывающий находящуюся там гостиницу; по обоим берегам его растут деревья, виноградные лозы и жасмин; в гостинице устроены жилища для посетителей».
Мавзолей Куссама примыкает к так называемой «малой мечети» (зиёрат-хона), датированной 735 годом хиджры (1334—1335 годы). Зиёрат-хона отделена от мавзолея деревянной решеткой с искусной резьбой. Мавзолей Куссама не датирован. Однако купол мавзолея и зиёрат-хоны опирался на одну и ту же стену. Поэтому можно предполагать, что обе постройки возведены одновременно, то есть в первой половине XIV века.
К тому же времени, вероятно, относится и надгробие Куссама, являющееся в художественном отношении лучшим из изразцовых надгробий Средней Азии. Оно состоит из четырех последовательно уменьшающихся ярусов и украшено изразцовыми плитами, в которых преобладают яркие цвета: синий, голубой, желтый и белый; есть и зеленый тон; бросается в глаза обилие золота. На боковых поверхностях третьего и четвертого ярусов надгробия начертаны золотом цитаты из Корана. На боковых верхних поверхностях указано: «Эта гробница сына дяди Сейида, посланника последнего из пророков, посланца повелителя миров, мир ему!», «Повелителя правоверных - Куссама, сына Аббаса. Да будет Аллах доволен ими обоими и сделает их заступниками нашими. Умер в 57 году» (676—677 годы). Надпись на деревянной двери, ведущей в некрополь мечети Шах-и-Зинда, гласит: «Сказал пророк арабский, хашамский, курайшинский, меккинский и меддинский, да будет над ним мир: Куссам, сын Аббаса, похож на меня более других своей наружностью и характером».
Самая поздняя постройка в этом ансамбле — портал, оформляющий вход в Шах-и-Зинда с юга, построенный Улугбеком в 838 году хиджры (1434—1435 годы) от имени своего малолетнего сына Абдалазиза. Портал завершает весь ансамбль Шах-и-Зинда. Крошечное медресе, примыкающее с юго-восточной стороны, основано в 1228 году хиджры (1812—1813 годы), а айван летней мечети, примыкающий к мечети с северной стороны, построен в 1911 году. К этому же времени относится и входная дверь, сделанная местными мастерами.
С 1918 по 1940 годы дарваза-хона (входная часть) неоднократно ремонтировалась. У входного портала в 1950 году впервые проведены археологические вскрытия с целью изучения культурных наслоений и фундаментов сооружения. Археолог В. А. Левина выяснила, что портал построен на издавна обжитом месте: материал, извлеченный из ям, датируется концом Х или началом XI веков. Следовательно, Самарканд уже в то время вышел за пределы городских стен, осваивая близлежащую территорию рабада. Дальнейшими исследованиями установлен факт существования зданий XI—XII веков в комплексе Шах-и-Зинда как внутри городских стен, так и вне их по южному склону Афрасиаба. В 1953 году В. А. Левиной было высказано мнение, что лестница по склону древнего вала Афрасиаба и коридор, соединяющий все мавзолеи, были сооружены не в XV веке, как утверждается в научной литературе, а значительно позже, вероятнее всего в конце XVIII века при Шах-Мураде.
С левой стороны, перед большой лестницей, находится двухкупольный мавзолей, который считается мавзолеем над могилой астронома Казы-заде Руми, работавшего в обсерватории Улугбека. В 1949—1955 годах здесь произведены работы по конструктивному укреплению куполов, реставрации их облицовки голубыми кирпичиками и укреплению остатков портала.
Лестница в 36 ступеней ведет в небольшие купольные сени, а затем в коридор, по обеим сторонам которого расположены мавзолеи, построенные в XIV—XV веках. Первый мавзолей с правой стороны коридора принадлежит Туглу-текин, дочери эмира Ходжи. Мавзолей датирован 777 годом хиджры, хотя эта дата не указывает на время окончания стройки, а относится к году гибели сына Туглу-текин — Хусейна. Сохранившаяся часть надписи выполнена в технике поливной терракоты. Археологические исследования, проведенные в 1952—1953 годах В. А. Левиной, позволяют поместить этот мавзолей хронологически непосредственно за мавзолеем Шади-Мульк-ака. Предполагают, что мавзолей был построен на месте мавзолея XII— XIII веков с использованием старого склепа и частично фундамента. Мавзолей реставрирован в 1957 году.
В сохранившейся части надписи так называемого мавзолея Эмир-заде (первый с левой стороны) значится, что смерть похороненного в нем лица произошла в 788 году хиджры (1386 год). Этот мавзолей, в котором превалирует майолика, вплотную примыкает к соседнему женскому мавзолею. В 1953 году здесь произведены вскрытия у западного фасада мавзолея для исследования фундамента и определения глубины его залегания. Установлено, что на месте этого мавзолея существовало здание зиёрат-хоны.
Вторым с правой стороны является мавзолей сестры Тимура — Ширин. На нем дата —787 год хиджры (1385 год). Этот мавзолей принадлежит к наиболее ранним, украшенным тончайшей наборной изразцовой мозаикой. В 1940 году там начались капитальные ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых была открыта чудесная панель внутреннего помещения. Мавзолей Шади-Мульк-ака (второй с левой стороны) датирован 773 годом хиджры (1372 год). Долгое время этот памятник в научной литературе был известен как мавзолей над могилой жены Тимура — Туркан-ака. Профессор М. Е. Массой на основании изучения надписи на портале предполагает, что это мавзолей Шади-Мульк-ака — дочери старшей сестры Тимура, Кутлуг-Туркан-ака, умершей в 1383 году. Возможно, что и сестра Тимура была похоронена рядом с дочерью в одном склепе. Этот лучший по сохранности мавзолей возведен, вероятно, по воле матери над могилой Шади-Мульк-ака, умершей в 1372 году. Указанный мавзолей — первая постройка времени Тимура в Шах-и-Зинда. Его угловые колонны покрыты мелкой резьбой и стоят на сложных фигурных базах. Стройные колонки, поддерживающие арку, увенчаны сталактитовыми капителями. Боковые стены ниши облицованы прекрасными майоликовыми панно. Внутренность мавзолея декорирована майоликовыми плитками. Судя по сохранившимся надписям, строили этот памятник, как и другие мавзолеи архитектурного ансамбля Шах-и-Зинда, старые мастера Узбекистана. В 30-х годах здесь были произведены капитальные работы по укреплению портала.
Мавзолей-восьмигранник, третий с правой стороны коридора, относится по технике облицовки ко времени Улугбека. Мавзолей реставрирован изразцами местного изготовления в 1957 году. Во время реставрации К.А. Шахуриным проведены археологические вскрытия. Обнаружено несколько надгробий, предварительно датированных XIV веком, ибо исторических надписей на надгробиях не осталось. Далее мавзолеи сохранились только на западной стороне коридора; между ними когда-то стояли такие же мавзолеи, от которых остались лишь фундаменты, скрытые под слоем могил. Как показали исследования, бесследно исчезли с поверхности земли несколько мавзолеев. Время их постройки и имена захороненных в них лиц неизвестны. К северу от мавзолея Шади-Мульк-ака, по левую сторону коридора, расположены два безымянных, плохо сохранившихся мавзолея, датируемых XIV веком. Оба украшены цветной майоликой. По левую же сторону коридора находится и мавзолей жены Тимура — Туман-ака, имевшей ханаку (обитель дервишей), построенную ею при жизни Тимура против ворот, ведущих в мавзолей Куссама. Здание ханаки было воздвигнуто также в XIV веке, так как в нем останавливался Тимур в 1399 году после возвращения из индийского похода. В конце коридора расположен небольшой дворик, куда выходят порталы наиболее старых мавзолеев всей группы Шах-и-Зинда. Мавзолей Ходжа Ахмада, расположенный поперек коридора, относится к началу XIV века. От мавзолея сохранился только портал. При исследовании фундаментов этого мавзолея в 1922 году обнаружен первый в Средней Азии настоящий склеп не с намогильными камнями, как это встречалось ранее, а с двумя скелетами в деревянных гробах. Это открытие внесло новое освещение в погребальный культ мусульман первой половины XIV века.
Оба мавзолея относятся к до-тимуровскому времени. На этих архитектурных памятниках встречаются поливной кирпич, расписная майолика и рельефные поливные изразцы; мозаика же появилась лишь в тимуровское время.
С левой стороны от мавзолея Ходжа Ахмада расположен неизвестный мавзолей 808 года хиджры (1405—1406 годы). Он украшен наборной изразцовой мозаикой тонкой работы. В 20-х годах здесь была укреплена мозаика облицовки, отремонтирован наружный купол и его верхняя настилка.
Под аркой, отделяющей дворик от основного коридора, на правой стороне есть двухстворчатая дверь из карагача, покрытая прекрасной резьбой с инкрустацией, относящаяся к 801 году хиджры (1398—1399 годы). Дверь ведет в большую мечеть XVI века и далее — к могиле Куссама.
Архитектурный ансамбль Шах-и-Зинда, состоящий из ряда мечетей и мавзолеев, является настоящим музеем глазурованных декораций XIV—XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шах-и-Зинда.
Использованы фотографии http://www.bernhardpeter.de/ http://www.samarkand-foto.ru/