Футуризм
Футуристская архитектура началась как начальная форма архитектуры 20-ого столетия , характеризуемая антиисторизмом и долгими горизонтальными линиями, предлагающими скорость, движение и безотлагательность. Технология и даже насилие были среди тем футуристов. Движение было основано поэтом Филиппо Томмасо Маринетти ( Filippo Tommaso Marinetti ), который написал свой первый манифест, Манифест Футуризма в 1909 году. Движение, в которое были привлечены не только поэты, музыканты, и художники (такие как Умберто Боччиони ( Umberto Boccioni ), Джакомо Балла ( Giacomo Balla ), Фортунато Деперо ( Fortunato Depero ), и Энрико Прамполини ( Enrico Prampolini )), но также и многие архитекторы. Последняя группа включала Антонио Сант ' Элиа ( Antonio Sant ' Elia ), который, хотя и строил немного, перевел Футуристское видение на смелую городскую форму.
Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слёзы женщины. В живописи футуристов, представлявшей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии как принципа искусства присуще и футуристической скульптуре. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объёмов приводило к модернистской деформации. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение живого языка; это образец насилия над лексикой и синтаксисом. Футуристическая абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника в социально-идеологическом плане обнаружила различные тенденции. В итальянском футуризме она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. В сочетании с ярым национализмом всё это привело итальянских футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. В других странах Запада футуризм был представлен немногочисленными группами. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и некоторыми формальными чертами перекликается с итальянским футуризмом, отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Русским футуристам были свойственны черты мелкобуржуазного анархического бунтарства, левацкий радикализм по отношению к культурному наследию, крайности формалистического экспериментаторства. После Октябрьской революции русские футуристы заявляли о своём желании создавать социалистическую культуру, искусство будущего, революционизировать быт. Во многом эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф»(редактор - Владимир Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. К концу 1920-х гг. в процессе развития социалистического художественного сознания и организационного объединения различных художественных группировок футуризм в России прекратил свое существование.
В эру, начавшуюся после Второй Мировой Войны футуризм, сниженный значительно, пересматривал себя в контексте тенденций Космической эры , автомобильной культуры и обаяния пластмассы . Пример этого типа футуризма - архитектура Гуги ( Googie ) 1950-ых годов в Калифорнии . Футуризм не стиль, а открытый подход к архитектуре, таким образом, этому направлению давали иное толкование различные поколения архитекторов каждые несколько десятилетий, но обычно отмечаются, формы, динамические линии, сильные контрасты и использование передовых материалов.
Примеры архитектуры футуризма построенного периода:
- Туморроуленд ( Tomorrowland ), в Диснейленде в Анахайме, является, возможно, самым известным примером футуризма в мире.
- Капитол Рекордс, Лос-Анджелес (Велтон Бекнер, 1956 г.)
- Здание Декин , Брисбен, Калифорния (Теодор Браун, 1986 г.)
- Центр Эпкот , Диснейленд, Флорида
- Космическая Игла , Сиэтл ( Виктор Штейнбрек , 1963 г.)
- Тем Билдинг, Лос-Анджелес Международный Аэропорт (Джеймс Ленгенхейм, 1961 г.)
- Магазины одежды Oakley
- Fiat Tagliero , Асмара , Эритрея ( Giuseppe Pettazzi , 1938 г.)
- Калифорнийский государственный университет, Фуллертон билдинг (Говард ван Хеуклин, 1967 - 1972 гг.)
- Восточная Жемчужная Башня , Шанхай (Джаи Гуан Шенг ( Jia Huan Sheng ), 1995 г.)
- Пирамида Трансамерика , Сан-Франциско ( Уильям Перейра , 1974 г.)
- Гостиница Бурж аль-араб, Дубайи (Томас Врайт, 1999 г.)
- Федеральный округ Бразилиа , Бразилия ( Оскар Неимейер , 1960 г.)
- Иллинойс , Чикаго ( Франк Ллойд Врайт , 1956 г.)
- Центр Полетов TWA в Идлвайлд (теперь аеропорт им. Джона Ф. Кеннеди) , Нью-Йорк (Ееро Сааринен, 1962 г.)