Экспрессионизм
Экспрессионистская архитектура была архитектурным движением, которое развивалось в Северной Европе в течение первых десятилетий 20-ого столетия параллельно с экспрессионистскими направлениями в изобразительных искусствах и исполнительных видах искусства. Термин "экспрессионистская архитектура" первоначально описал действия немецкого, голландского, австрийского, чешского и датского авангарда с 1910 года до приблизительно 1924 года. Последующие переопределения продлили срок назад к 1905 году, а также расширили территорию этого направления, чтобы охватить остальную часть Европы. Сегодня значение расширилось еще далее, чтобы обратиться к архитектуре любой даты или местоположения, которое показывает некоторые из качеств оригинального движения, такие как; искажение, фрагментация или коммуникация сильной или перенапрягавшей эмоции.
Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.
Стиль был характеризован принятием ранним модернизмом новых материалов, формального новшества, и очень необычного сосредоточения, иногда вдохновляемого естественными биоморфными формами, иногда новыми техническими возможностями, предлагаемыми массовым производством кирпича, стали и особенно стекла. Много экспрессионистских архитекторов боролись в Первой мировой войне и эти события, объединенный с политической суматохой и социальным переворотом, которые следовали за немецкой Революцией 1919 года, привели к утопической перспективе и романтичной социалистической повестке дня. Экономические условия строго ограничили число построенных строений между 1914 годом и серединой 1920-ых годов 20-го столетия. Многие из самых важных экспрессионистских работ, остались только как проекты на бумаге, например, такие как Альпийская Архитектура Бруно Таута. Эфемерные здания были многочисленными и очень существенными во время этого периода. Сценография для театра и фильмов обеспечила другой выход для экспрессионистского воображения, и предоставила дополнительные доходы проектировщикам, пытающимся бросить вызов соглашениям в резком экономическом климате.
Важные события в экспрессионистской архитектуре включают; приложение Веркбунд (Werkbund) (1914 г.) в Кельне , Шауспилхауз (Schauspielhaus), Берлин в 1919 году, Стеклянные Цепи , и Амстердамская Школа . Главный постоянный существующий ориентир Экспрессионизма - Башня Эйнштейна, Эрика Мендельсона в Потсдаме . К 1925 году большинство ведущих архитекторов Экспрессионизма, такие как - Бруно Таут, Эрик Мендельсон, Уолтер Гропис , Миес ван дер Рохе и Ханц Ползин, наряду с другими экспрессионистами в изобразительных искусствах, повернулись к Neue Sachlichkeit (Новая Объективность) движение, пропагандирующее более практический и сухой подход, который отклонил эмоциональную агитацию экспрессионизма. Некоторые, особенно Ганц Шарун, продолжали работать в экспрессионистском направлении. В 1933 году, после нацистского захвата власти в Германии, экспрессионистское искусство было вне закона как Выродившееся искусство
Экспрессионистская архитектура была индивидуалистической и разными способами сторонилась эстетической догмы как таковой, но все же полезно развить некоторые критерии, которые определяют это искусство. Хотя эспресионизм содержит большое разнообразие и дифференцирование, много пунктов могут быть найдены как возвращение в работах Экспрессионистской архитектуры, и очевидны в небольшом количестве в каждой из работ.
В 1920-е - начале 1930-х годов Эрик Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. В этих сугубо коммерческих объектах, где объёмно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции, заявленных им в 1919-1920-м годах эскизными проектами разнообразных сооружений.
Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.
Эти приёмы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хёмнице. Наиболее ярко эти композиционные приемы отражены в многофункциональном здании с кинотеатром «Универсум» (ныне театр Шаубюне), построенном Мендельсоном на Курфюрстендамм в Берлине в 1926 - 1928 годах.
Два концентрических подковообразных объёма (зрительного зала и опоясывающего его фойе) поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний - большего диаметра - имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний - глухой. Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объёмами и высокой башней - плоской пластиной, врезанной в этот объём. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объёмов.
Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий (шляпная фабрика в Люкенвальде под Берлином, или белильного цеха текстильной фабрики в Ленинграде) динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.
- Искажение формы для эмоционального эффекта.
- Подчинение реализма к символическому или стилистическому выражению внутреннего опыта.
- Основное усилие при достижении нового, оригинального, и призрачного.
- Обильность работ на бумаге, и в моделях, с открытием и представлениями понятий , более важных, чем прагматические готовые изделия.
- Часто гибридные решения, непреодолимые для единственного понятия.
- Темы естественных романтичных явлений, такие как пещеры, горы, молния, кристалл и горные формирования.
Использует творческий потенциал мастерства ремесленника.
Башня Эйнштейна (обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 г. либо 1920—1921 гг. — Einsteinturm (Observatory on the Telegraphenberg) in Potsdam . Архитектор Эрих Мендельсон (ErichMendelsohn).
Оно запроектировано как своеобразное здание скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
Текстильная фабрика «Красное Знамя», 1926.
Здание Второго Гётеанума. Дорнах. Швейцария.