Возвращение Дон Жуана

По сложившейся исторической традиции принято - упрекать одних дам в излишней склонности... гм... к мужской порочности. В последнее время на женскую "неразборчивость" делаются и политические расчеты на самом высоком уровне. В общественной провокации с «Pussy Riot» вполне проглядывает этот расчет на женскую "глупость", предполагаемую женскую "склонность" к шокирующим поступкам, к тяге выставлять напоказ какие-то интимные аспекты своего бытия.

А ничто так не "разоблачает" женщин, как их особая любовь вовсе не к девкам в лыжных шапках на физиономии, а к... Дон Жуану, чье имя стало нарицательным по причине крайне отвратительного поведения с дамами. Однако странно, что, несмотря на дурную славу, образ Дон Жуана тревожил... отнюдь не только женское воображение. Дон Жуан возвращался не раз, обогащенный новыми талантами и посвежевшим, - исключительно благодаря... стараниям мужчин.

В каждой эпохе этот образ при всей его "историчности", испанской самобытности, - становился именно там, где накапливались некоторые... гм... неразрешимые противоречия в отношениях мужчины и женщины. Он будто придавал новое дыхание вечной истории , в результате которой мы все появились на свет.

Дон Жуан никогда не отвечал на философские вопросы о том, что же толкает мужчину и женщину в объятия друг друга. Именно он, ветренный любовник, разбивший множество женских сердец, изначально был не в состоянии ответить на этот вопрос. В самой легенде не дается ответа на вопрос, отчего же Дон Жуан сразу терял интерес к женщине, как только понимал, что сумел разжечь ее сердце. Попытки кратких пояснений начинаются на уровне обычных идиотских моралей о женском легкомыслии - и заканчивается поговорками вроде "Подлецу - все к лицу!"

А поскольку Дон Жуан всегда возрождался и возвращался почти исключительно стараниями мужчин, то секрет необычайного успеха и обаяния этого образа - никак не раскрывался, а принимался как данность.

Или... расплывчато объяснялся на уровне героев эпистолярного романа «Опасные связи» французского генерала Шодерло де Лакло: "Это выше моих сил!". Интересно, один из лучших французских романов XVIII века увидел свет в 1782 году - накануне кровавых событий Великой французской революции (1789—1794 гг.), закончившейся в литературе натурализмом и животным попранием любой "романтики" в отношениях между мужчиной и женщиной в твореньях маркиза де Сада.

Особые трансформации этот образ подвергся в России, существуя как бы в параллельном измерении. Ведь даже большевики при нагло навязываемых образах "угнетенных женщин", забитых и малограмотных, которых можно и "обобществить", предложить браки на пару часов, - ничего не смогли сделать с общественной моралью, выставлявшей барьеры распутному "донжуанству": "Мужик на бабу идет - города отдает! А взявши, так и деревеньки жалко!" Причем в некоторых регионах эта до сих пор используемая народная мудрость говорит не о "деревеньке", а о "погосте".

Читать статью в блоге "Огурцова на линии":

Вход в систему