Цыганский романс в русской литературе

Жанр цыганского романса был основан русскими композиторами и поэтами, поклонниками цыганской манеры исполнения; за основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Впоследствии, жанр был развит и изменён до современного состояния самими цыганами.

В настоящий момент цыганский романс представляет собой вид песни, имеющий корни как в русском классическом и городском романсе, так и в городской лирической песне, узнаваемо цыганский по музыке и лирике, и может иметь как цыганский, так и русский текст.

Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти. Типичным образцом цыганского романса является песня «Твои глаза зелёные». Мелодии к цыганскому романсу относятся к жанру цыганской академической музыки; цыганские романсы редко имеют «простое», непрофессиональное происхождение.

Для субъективно-романтических представлений музыка — выражение поэтического «я», не умещающегося в логической структуре речи. Музыка поэтической речи — выражение народа в личности, общего в частном, социального, «эпохального» в интимной ипостаси бытия. Музыка — наиболее адекватное выражение сути действительной народной жизни, «стихийности» и «музыкальности» как главного душевного движения народа.

Именно музыка перекидывает мост между любовью, страстью и образом исполненного потенциальной силы народа. Музыка — «субстанция» народной жизни, — как это представлено уже в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыгане». И это роднит нашего гения не с «романтической традицией» (как это принято писать в предисловиях), а… с мятущейся и страстной душой русского народа.

Возникающая традиция, отражающая стихийно сложившуюся традицию русского общества в реальности («Эх, ямщик, гони, брат к «Яру»!) — шла сквозь творчество Гоголя, Аполлона Григорьева, Лескова, Толстого, Островского и через весь пласт искусства второй половины XIX в.

Вебинар состоится 15 августа в 20:00 (время московское)

Принять участие в вебинаре

Вход в систему