Сирийский гамбит. Часть IV

В 2006/2007 году сельское хозяйство Сирии подверглось небывалой засухе, сохранявшейся на протяжении последующих трёх лет[К 1], воздействие которой усугубила многолетняя политика сирийских властей по стимулированию роста сельскохозяйственного производства, что привело к истощению водных ресурсов и опустыниванию земель. Уже в первый год засухи сельскохозяйственные предприятия в северо-восточных регионах, снабжавших зерном всю страну и обеспечивавших две трети сельскохозяйственного производства Сирии, потерпели крах. Доля сельского хозяйства в ВВП Сирии упала с 25 % (2003) до 17 % (2008). В 2008 году впервые с середины 1990-х годов правительству пришлось произвести крупные закупки пшеницы за рубежом. За один год цены на пшеницу, рис и корма увеличились более чем в два раза. Объёмы производства у мелких и средних земледельцев и скотоводов упали до нуля. К февралю 2010 года в связи с засухой и продолжающимся ростом цен на корма было уничтожено практически всё поголовье скота.

Башар Асад, сменивший своего отца на президентском посту в 2000 году, в числе других мер по либерализации экономики сократил субсидии фермерам на закупки горючего и продовольствия. Несмотря на наступление засухи, это решение не было отменено, что ещё более усугубило ситуацию в сельском хозяйстве.

Ещё в 2009 году ООН и Красный Крест сообщали, что в результате засухи потеряли средства к существованию около 800 тысяч человек, а в 2010 году, по оценке ООН, на грани голода оказалось до миллиона человек. Население сельских районов, неспособное противостоять затянувшейся жестокой засухе, в массовом порядке потянулось в города — Дамаск, Алеппо, Дейр-эз-Зор и др.

Число сирийцев, которые оказались вынуждены покинуть свои места проживания из-за засухи, оценивается в 1,5 млн. Большинство переселилось на окраины городов, и без того испытывавших напряжение в связи с чрезмерным демографическим ростом (∼2,5 % в год) и наплывом иракских беженцев (1,2-1,5 млн за период с 2003 по 2007 годы). К 2010 году внутренне перемещённые лица и иракские беженцы составили около 20 % городского населения Сирии. Если в 2002 году городское население Сирии насчитывало 8,9 млн, то к концу 2010 года оно выросло до 13,8 млн, то есть более чем в полтора раза[95]. Некоторые источники считают, что чрезмерный рост численности городского населения в немалой степени способствовал возникновению внутрисирийского конфликта.

Именно брошенное властями на произвол судьбы население стремительно разрастающихся окраин сирийских городов, с их незаконными поселениями, скученностью, неразвитой инфраструктурой, высоким уровнем безработицы и преступности, превратилось в рассадник протестных настроений. Таким образом, внутренняя миграция, вызванная жестокой продолжительной засухой, усугубила воздействие целого ряда других факторов, способствовавших росту народного недовольства, — безработицы, коррупции и удручающего социального неравенства, в сочетании с последствиями непродуманной экономической политики и расточительного использования имеющихся ресурсов, а также медленного и неэффективного реагирования режима Асада на чрезвычайные обстоятельства[95].

В ряде источников указывается, что «арабская весна» (падение правящих режимов в Египте и Тунисе) своим революционизирующим воздействием лишь инициировала гражданские протесты, глубинные причины которых коренились в таких хронических проблемах Сирии, как недовольство населения социально-политической системой и авторитарным правлением Асада в частности и доминированием представителей алавитского конфессионального меньшинства (ок. 12 % населения) во властных и военных структурах в целом, режим чрезвычайного положения, сохранявшийся с 1963 года, репрессии и всесилие спецслужб, отсутствие свободы слова и других личных свобод, сосредоточение всей полноты власти в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (БААС) при запрете независимых политических партий, экономическая и политическая коррупция, религиозные противоречия, курдская проблема и другие. Придя к власти в 2000 году, Башар Асад начал либеральные реформы.

 По данным МВФ на 2010 год, ВВП на душу населения в Сирии составлял 4800 долларов, прирост ВВП — 2,3 %, уровень безработицы — 20 % среди взрослых (то есть такой же, как в Испании) и 30 % среди молодёжи (в Тунисе безработными были 50 % молодых). Для сирийского общества характерен высокий образовательный уровень (доля грамотных людей старше 15 лет достигает 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин), продолжительность жизни доходит до 70 лет.

В ряде источников называют в качестве внешних факторов гражданской войны борьбу между поставщиками природного газа за возможность проложить через территорию Сирии трубопровод для снабжения европейского рынка. Основной заинтересованной стороной является Катар, который пытается наладить экспорт газа через этот регион. Другими участниками конфликта являются Иран, заинтересованный в стабильном экспорте своего газа, Россия, желающая сохранить свою долю европейского рынка сбыта, и США, которые в целом поддерживают диверсификацию поставок в Европу.

На ещё один фактор проливает свет расследование корреспондентов The Wall Street Journal Нур Малас и Кэрол Ли — по их данным, администрация президента США Барака Обамы на протяжении ряда лет вела секретные консультации с представителями сирийских властей с целью поиска среди них людей, готовых способствовать совершению военного переворота и отстранению президента Башара Асада от руководства страной. Лишь к лету 2012 года, когда стало понятно, что стратегия американской администрации, целью которой было создание условий для смены режима, провалилась, США переключились на поддержку повстанцев. Источник

Вебинар состоится 21 марта 2018 года. Ведущие Сергей Ткачев и Ирина Дедюхова.

Регистрация на вебинар

Программа вебинаров марта

09cf0e1b74c90962385061ebec840acd (1)

Вход в систему