Немезида

Из архива «Литературного обозрения»\15.08.2016 - 22.09.2016

После вебинара о нобелевском лауреата Патрика Мадиано и цикле статей «Лауреатский случай» вспоминаешь о единственном литературном опыте самого основателя Нобелевской премии драме «Немезида». Накануне смерти Нобель обратился к трагической истории римской аристократки Беатриче Ченчи, казненной за отцеубийство вместе со своей семьей на мосту Святого ангела 11 сентября 1599 года. Почему инженер обратился к этой старинной истории – загадка.

Чудовищная история римской семьи Ченчи за четыре столетия породила множество драм, романов, новелл, опер и фильмов. К ней обращались Пушкин ( импровизатору в «Египетских ночах» предлагается тема семьи Ченчи), Шелли ( лучшая его одноименная трагедия),

Стендаль, Бальзак, Александр Дюма, Диккенс, Альберто Моравиа.Источником послужила анонимная рукопись «История гибели семейства Ченчи», автор которой проявил удивительную осведомленность, знание малейших деталей процесса и, складывается впечатление, что он или присутствовал или читал отчет о перенесенной Беатриче пытках. Автор сообщает ее реплики, когда и сколько раз она теряла сознание, на какую высоту ее поднимали и т.д. Аноним, по его словам, начал рукопись через четыре дня после казни.

Поэтов и писателей вдохновлял портрет юной шестнадцатилетней римлянки кисти Гвидо Рени, хранящийся в галерее Барберини. Контраст между ангельским лицом и ужасной казнью действительно потрясает.

Читать по теме:

Вход в систему