Георгий Аполлонович Гапон

Г. А. Гапон. РГАДА.

 

Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906) — священник, инициатор создания проправительственной организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» в 1903-1904 гг. (по образцу зубатовских организаций); инициатор составления петиции Николаю II, включавшей ряд политических и экономических требований и шествия к Зимнему дворцу, расстрел этого шествия 9 янв. 1905 («Кровавое воскресенье»)стал началом первой русской революции; при помощи эсеров скрылся, а затем бежал за границу, после неудачной попытки установить связь с революционной эмиграцией, вернулся в Россию на условии сотрудничества с полицией; продолжая свою двойную игру, пытался узнать состав боевой организации эсеров; в декабре 1905 г. были опубликованы материалы, уличающие его как агента полиции; ЦК партии эсеров приговорил его к смертной казни — 28 марта 1906 г. был повешен на даче в Озерках (под Петербургом).

Георгий Гапон родился в семье волостного писаря, окончил духовное училище, затем духовную семинарию в Полтаве. Увлекшись толстовством, он отказался в семинарии от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. В 1893—1896 годах Г.А. Гапон работал земским статистиком, был дьячком, дьяконом. В 1896 году он был рукоположен в священники, тогда же женился на дочери купца. О своей рано умершей жене он сохранил самые светлые воспоминания; в его рассказах она представала почти идеальной женщиной, стремившейся жить только для других.

В 1896 году в жизни Гапона произошёл перелом. От неожиданной болезни скончалась его молодая жена, от которой осталось двое детей. Подавленный горем священник затосковал и потерял интерес к жизни. Епископ Иларион посоветовал ему отправиться в Санкт-Петербург поступать в Петербургскую духовную академию. Заручившись рекомендательным письмом от епископа, Гапон в 1898 прибыл в Санкт-Петербург и представился обер-прокурору Священного синода К. П. Победоносцеву и его заместителю В. К. Саблеру. Последние помогли ему поступить на 1-й курс академии. Однако учёба в академии разочаровала Гапона. Предметы, которые он изучал, казались ему мёртвой схоластикой, далёкой от евангельского учения Христа. Гораздо больше его влекла работа в благотворительной миссии, осуществлявшейся Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе со священником Философом Орнатским.

Читать статью на сайте Государственное управление в России в портретах с IX по XXI век

Вход в систему